|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 31.05.2011
Биография великого художника, француза Пьера Огюста Ренуара, стоявшего у истоков движения импрессионистов, вышла в знаменитой серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия».
Автор этого ёмкого по документальной фактуре труда — соотечественник мастера кисти Паскаль Бонафу – рассказывает о становлении таланта Ренуара, его взаимоотношениях с друзьямихудожниками и недругамикритиками, торговцами картинами и организаторами выставок.
За шесть десятилетий неустанного труда — накануне дня смерти 78летний художник сказал: «Кажется, я чтото начинаю понимать…» — им было написано около шести тысяч картин — по сотне на каждый год долгой творческой жизни. Одного взгляда на любое из полотен достаточно для узнавания живописного ренуаровского почерка. Не так давно мне довелось увидеть сразу несколько, выставленных на продажу на одном из международных вернисажей в Москве, солнечных ренуаровских картин — это было чудо. Что же касается тех работ, которые находятся в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, то всякий раз при его очередном посещении в обязательном порядке задерживаюсь около шедевров Ренуара, с честью выдерживающих соседство с самыми знаменитыми картинами великих художников.
Картины счастья и гармонии! У него нет ни одного печального полотна! Его живописные женщины оцепенели в неге и радости навсегда, доставляя чувство эстетического наслаждения поколениям зрителей. И не только эстетического, между прочим.
Ренуар — один из создателей школы импрессионизма, буквально взорвавшей искусство живописи. Об этом можно прочитать в биографиях его друзей и соратников, в том числе и изданных в нашей стране в ЖЗЛ. О самом художнике также рассказывается в немалом количестве посвященных ему работ как переводных, так и отечественных авторов. Только в ЖЗЛ, как ни странно, биографии Ренуара не существовало. Книгоиздателимолодогвардейцы книгой Паскаля Бонафу «Ренуар» закрывают эту лакуну.
Рождение импрессионизма в Париже второй половины XIX века с наглядностью показало миру: центр живописной культуры не в первый раз в истории изобразительного искусства переместился в столицу Франции. Насколько трудно было противостоять косному академизму, то отдельный разговор — даже друзья не всегда отдавали должное таланту художниковимпрессионистов, достаточно вспомнить Эмиля Золя, который восторженно приветствовал прорыв в живописи, однако мог и надавать таких критических тумаков, только держись. Были и «советники», предлагавшие обратиться к психиатру всем импрессионистам скопом. А ещё их живопись сравнивали с впечатлением от кота, гуляющего по клавишам пианино, или с обезьяной, завладевшей коробкой с красками.
Главная задача новых художников — «писать как можно проще», запечатлеть изменчивый мир в его мерцании, передать мимолетные впечатления. Кредо Ренуара: «…избавиться от сюжета, избежать повествовательности, а для этого надо выбирать чтото, что знает каждый; ещё лучше, когда вообще нет никакой истории». При этом овладеть мастерством, которым больше никто не владел. Моне выставил серию работ, которые назвал «Impression» («Впечатление» — в переводе на русский). С лёгкой руки и воздушного языка гениального художника, малоизвестный критик преобразовал слово в «импрессионизм», новый термин попал в каталог выставки и зажил своей жизнью.
Замечательно и то, что импрессионисты, хотя и ориентировались писать живописные работы на пленере, были абсолютно разными художниками. Впрочем, рисование на воздухе не доводилось до абсурда. Ренуар, например, в течение всей жизни ценил пленериста Коро, и в год собственной смерти он вспоминал слова великого пейзажиста: «Когда я пишу, мне хочется быть зверем…» И ещё одна из ренуаровских мыслей, лишь кажущаяся простой: «Только в музеях художник может научиться живописи».
Бедность, сопутствующие им голод и холод, — вот судьба всех художников нового направления в начале их творческого пути. Устраиваются выставки, для чего необходим первый взнос денег, а финансовый результат вернисажей отрицательный, их картины упорно не покупают, а если и приобретают, то буквально за гроши. Вообщето, так было в истории почти со всеми гениями: новизна, которую они несли, должна была завоевать общество, новые каноны в искусстве никогда не утверждались легко. Потому нет ничего странного, когда преследуемый критиками и толпой Ренуар, являлся в свой черед гонителем приходящего на смену импрессионизму постимпрессионизма, и, в частности, Поля Гогена.
Но фовиста Анри Матисса, который увиделся с нашим героем в последний год его жизни, он ценит за талант — удивительное избранничество, не правда ли?.. Такое можно объяснить заявлением Ренуара: «Искусство должно быть занимательным и понятным».
Когда художник искал свой почерк, меняя изобразительные стили, неустанно экспериментируя, он мучил себя чувством несовершенства, находился часто в состоянии подавленности, столь присущего гениям. Наконец, его работы стали модными, цены взвились вверх, Ренуар воспринимает это спокойно, помогая многим начинающим живописцам.
«…Я всегда писал как хотел», — оценивал он свой творческий путь. И опять: «Картина… должна быть приятной и красивой». В полном соответствии с высказанным личным постулатом его работы несут в себе «вечную женственность», содержат обязательную порцию человеческого счастья. Они и зрителей хоть немного, но делают счастливее.
Ренуар умер в декабре 1919 года семидесятивосьмилетним. Долго болел, отказывали ноги, плохо работали руки, ему вставляли в изуродованные недугом пальцы тампоны и кисти, которыми он писал до последнего дня. Обо всем этом и многом ином, может быть, несколько академично и с излишними для простого любителя подробностями пишет его биограф Паскаль Бонафу. Автор не стесняется напоминать и о том, что нисколько не красит образ великого живописца; его принадлежность к партии «антидрейфусаров» — впрочем тогда вся думающая Франция раскололась на поддерживающих офицера, еврея по национальности Дрейфуса, находящего под судом «за шпионаж», и его ярых противников, в коих числил себя художник. Было?.. Никуда от этого не деться, но убавляет ли этот факт хотя бы толику волшебства от ренуаровской живописи?..
Как известно, подделывают только корифеев искусства. Картины, объявляемые ренуаровскими, фальсификаторы поставили на поток ещё при жизни художника.
Валерий Плющев
|
Деловые новости[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |