-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 09.08.2018

Цифровое будущее для Кузбасса

Что такое «Индустрия 4.0», какие трансформации ждут экономику и общество, где место Кузбассу в этих изменениях? Все эти вопросы обсуждали представители исполнительной власти, муниципалитетов и бизнеса на аналитической сессии «Адаптация муниципальных образований Кемеровской области к требованиям цифрового будущего и принципам индустрии 4.0.» 18 июля в Кузбасском технопарке.
 
Индустрия 4.0: при чём тут Кузбасс
 
Мы живём во времена глобальных трансформаций на всех уровнях нашей жизни, при этом, как заметил Станислав Черданцев, и.о. замгубернатора по инвестициям и инновациям, «мы не можем прыгнуть в облачное инновационное далеко без решения насущных проблем», приходится отталкиваться от того, что есть. Но, по словам зам губернатора, «сегодняшняя дискуссия - отправная точка, которая будет в дальнейшем развита на площадке Клуба глав моногородов, а также в экспертных группах по разработке Стратегии 2035».
 
Самому термину «Индустрия 4.0» не так много лет. Считается, что он родился в Германии, на Ганноверской выставке 2011 года и был связан с вопросами обсуждения широкого применения  информационных технологий в производстве и превращения их в «умные». А сам термин «Индустрия 4.0» стали использовать как синоним четвертой промышленной революции. Но, как выяснилось, понятие это ещё не устоявшееся, многие присутствовавшие на мероприятии вкладывают в него разные смыслы. Попытку систематизировать основные принципы, входящие в «Индустрию 4.0», продемонстрировать их на различных примерах и ответить на вопрос: «А где здесь Кузбасс?» предприняли Ирина Федченко, директор «Бизнес Аналитик Групп», Вадим Потапов, директор Кемеровского филиала Институт вычислительных технологий СО РАН и Олег Тайлаков, заместитель директора по научной работе Федерального центра угля и углехимии СО РАН, вызвав неоднозначную реакцию зала.
 
Но этот спор больше о деталях, который не отрицает главного, как сказал Николай Шилов, управляющий Кемеровским отделением ПАО Сбербанк: «Сейчас уже для всех очевидно, что цифровизация — тренд, от которого мы никуда не уйдем». Необходимо максимально использовать происходящие изменения, самая эффективная позиция, конечно, лидерская, но, с другой стороны, нужно хотя бы понимать с какими вызовами нам предстоит столкнуться в ближайшем будущем, чтобы, по крайней мере, минимизировать ущерб. Кстати, Николай Шилов обратил внимание, что процессы трансформации нелинейные, кроме того, в каждом регионе, отрасли, компании происходят с разной глубиной и скоростью, поэтому и подходы должны быть разные.
 
«Я согласен, что не может быть линейных подходов, поэтому в рамках отдельных проектов с участием корпораций, малого бизнеса мы будем прорубать новые направления, которые будут двигать нас к поставленной цели. И, безусловно, мы должны оценивать существующие тренды», - сказал Станислав Черданцев, подводя итоги панельной дискуссии.
 
Будущее рядом
 
Олег Тайлаков, перечисляя в своём выступлении элементы Индустрии 4.0 (аддитивные технологии, моделирование и визуализация, интеграция систем, интернет вещей, кибербезопасность, облачные сервисы, дополненная реальность, виртуальная реальность, искусственный интеллект, энергоэффективные технологии, альтернативная энергетика, большие данные и аналитика, дистанционное обслуживание, автономные роботы и роботизация, анализ и планирование онлайн), сказал, что уже сегодня все эти элементы находят отражение в различных сферах нашей жизни и деятельности, в том числе и в производстве. И в главной отрасли региона - в угольной промышленности все эти элементы внедряются, приведя пример высокотехнологичных проектов по энергоэффективному использованию угольного метана.
 
Также примеры своих проектов промышленной автоматизации и роботизации представил Иван Ухватов, руководитель направления «Robot Sales Executive» FANUC Russia, Александр Голенков, директор по развитию федерального ИТ-холдинга ГК «РосИнтеграция» рассказал о практике внедрения цифровых платформ в регионах, а Александр Бондаренко, генеральный директор обособленного подразделения «ВИСТ групп» в г. Кемерово рассказал о внедрение в практику работы разрезов беспилотных самосвалов и о том, что в Кемеровской области будут в тестовом режиме работать пять автономных БелАЗов.
 
Николай Шилов также поделился вкладом Сбербанка в цифровизацию, рассказав о сервисе по оплате безналичного проезда, который есть уже в Кемерове, но до конца года планируется внедрить в других крупных городах области, участию в проекте школьного питания, «уходим от оплаты наличными в школах», а также о масштабном проекте «Карта жителя».
 
Кстати, Ирина Федченко обратила внимание, на перспективы машиностроения в связи с тем, что колоссальный объём денег будет потрачен на различного рода оборудование для функционирования новой индустрии. «И если Кузбасс сможет занять эту нишу, то он сможет себя обеспечить работой на много лет вперед. Пока автоматизированные системы робототехники внедряются в европейской части. Решения и инвестиции надо привлекать быстро, потом может быть поздно».
Как отметил Артём Рада, руководитель Центра компьютерного инжиниринга КемГУ, заместитель председателя Экспертного совета при губернаторе Кемеровской области:
 
«Цифровая революция случится в любом случае, независимо от того, будет ли она в приоритете государства или нет. Если это будет выгодно бизнесу, она произойдет». Говоря об отраслях, в которых наиболее экономически приемлема и целесообразна цифровая трансформация (а значит там она случится быстрее всего), он назвал горно-рудную промышленность, «где просчитан уже экономический эффект», и здравоохранение, «где сегодня зарыты деньги в виде экономии издержек».
 
Государство 4.0
 
Говоря о том, что «бизнес умеет свои вопросы решать быстрее и лучшее чем любая государственная структура», Артём Рада обратил внимание на 2 момента. Которые очень важны для целеполагания — среда, на которой происходит трансформация и последствия этой трансформации.
 
Анализируя, например, ситуацию занятостью в Кемеровской области, можно констатировать, что занятость падает быстрее, чем численность населения. За период 2007-2016гг. численность населения области сократилась на 4,1% (с 2823,5 до 2708,8 тыс. человек), а занятность — на 4,8% (с 1327,3 до 1264 тыс.). Есть сектора, где за 10 лет занятость сократилась более чем на 30% (например, деревообработка, текстильное и швейное производство, сельское хозяйство, машиностроение, строительство, металлургия и т. д.). Причём, это происходит и в связи с экономическими процессами - умирания предприятий или ухода в тень, и в связи с автоматизацией и умиранием самих профессий.
 
Классические ожидаемые последствия Индустрии 4.0 — это коренная трансформация занятости. И здесь возникает большой массив вопросов: как и кого готовить? А мы сами готовы к этому? Мы вообще понимаем, какие это буду профессии? Какие нужны будут компетенции?
 
По мнению Артема Рады, «в этой парадигме обучение не может быть государственным. Не может быть программы, которая сформирована по федеральным государственным стандартам, потому что в тот момент, когда она будет сформирована и утверждена она устареет». Поэтому образование современным навыкам будет негосударственное. Мало того, «государство в этом процессе никакой регулирующей роли играть не сможет и не будет».
 
Элементы такого подхода к обучению мы уже сегодня можем наблюдать, как на свободном рынке образования, так и в корпорациях. Государству же нужно понимать как перестраивать свою систему образования, с учётом всех этих изменений, учитывая государственные интересы, ведь бизнес в любом случае всех вопросов не сможет закрыть.
 
С точки зрения, Ирина Федченко, «массовый переход на новые технологические платформы и цифровизацию экономики — это результат государственной политики». Сегодня все государственные структуры, все муниципалитеты так или иначе проходят этапы этой цифровизации. При этом, она заметила, что«ошибочно считать это просто техническим решением, это переход на кардинально другую модель управления, когда принципы принятия решений совершенно другие». Да, сегодня мы только в начале пути, но отмахиваться от происходящих изменений нельзя в них кроются и колоссальные резервы для повышения эффективности работы государственного аппарата и риски, в числе которых и информационная безопасность, и та же трансформация занятости. От того насколько на местах, в конкретном муниципалитете смогут работать в этих новых реалиях также зависит общая динамика развития не только этой конкретной территории, но всего региона.
 
Николай Шилов, сказав, что у Сбербанка есть образовательные инициативы и программы, направленные на различную категорию граждан, обратил внимание ещё на один важный момент: «Мы должны понимать, что не цифрой единой добивается конкретный результат. И обновление материально-технической базы является большим драйвером роста. Понимая потребности муниципалитетов в обновлении и поддержании инфраструктуры, Сбербанк предлагает три направления работы. Это формат государственно-частного партнерства, обновление коммунальной техники и муниципального транспорта через систему лизинга и непосредственное кредитование бюджета». Он отметил, что «есть конкретные вещи, которые нужно делать здесь и сейчас. С этого надо начинать, но мы делаем это в параллели — и цифровизация и обновление материально-технической базы. Одно другого не подменяет».
 
Инновационная экосистема
 
Своё видение, как объединить все разрозненные движения, существующие сегодня в этом направлении, чтобы достичь «прорывных результатов в разработке и внедрении инновационных технологий, которые обеспечат зримое улучшение экономической ситуации в области» представил генеральный директор Кузбасского технопарка Евгений Востриков, презентовав программу развития инновационной экосистемы Кузбасса на ближайшие 3 года. Первое обсуждение этой программы состоялось в начале июля, «получив замечания, мы её доработали, и сегодня я представляю более обновленную версию», - сказал он.
 
Чтобы не было разночтений в понимании, Евгений Викторович уточнил, что в программе инновационная экосистема рассматривается как совокупность субъектов, взаимодействующих в инновационном процессе, «аккумулирующая человеческие, финансовые и иные ресурсы для интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций». А под самими инновациями «понимаем новую технологию, которая внедрена на производстве».
 
Обозначив основные элементы, которые де-факто присутствуют сегодня в экосистеме, такие как региональные органы исполнительной власти, основные источники инноваций — институты, вузы, лаборатории крупных корпораций, и, возможно, «гаражи изобретателей», всевозможные структуры поддержки, в том числе компания «Иннотех» (оператор Фонда содействия инновациям), сам Кузбасский технопарк и др., а также потребители инноваций в лице корпораций, он отметил, что «отличительной особенностью нас от многих других регионов является сложившееся сообщество бизнес ангелов, венчурных инвесторов, которое объединяет Клуб инвесторов Кузбасса.
 
По его словам, за 3 года работы Клуба было рассмотрено около 60 стартапов, 6 было предоставлено финансирование, 2 вышли в операционную прибыль. Но не хватает качественных проектов, многие из рассмотренных проектов надо дорабатывать, поэтому «возникает необходимость создания акселератора и запуска акселерационной программы, направленной на развитие компетенций в области предпринимательской деятельности, чтобы каждый проект имел чёткое представление о рынке, о способах продажи своих технологий или продукции, которую они будут выпускать, имел представления о бизнес процессах, бизнес моделях — обо всём, что связано с деньгами». При этом, гендиректор технопарка отметил, что «такие инициативы в Кемеровской области появились не только у нас, такие идеи есть и в КемГУ, и в частных компаниях заявляют о созданиях акселерационных программ. И это здорово». Поэтому, по его мнению, в инновационную систему региона должны быть добавлены акселераторы, акселерационные программы.
 
Кузбасский технопарк также прорабатывает такую программу. «Мы хотели бы на базе технопарка проводить ежегодно акселерационную программу для инновационных проектов, чтобы на выходе презентовать проекты сообществу венчурных инвесторов, бизнес-ангелов». Планируется, что в программу будет отобрано 20 команд, не менее 5 из которых должны получить финансирование. При этом он сказал, что «если изначально речь шла о развитии узконаправленных проектов — глубокая переработка и углехимия, то после всех обсуждений, которые прошли, было принято решение не сосредотачиваться на какой-то одной отрасли, а говорить о тех отраслях, которые у нас имеют предпосылки к развитию - медицина, информационные технологии, глубокая переработка угля, машиностроение, переработка промышленных отходов, промышленная безопасность, роботизация производства». Также он выразил надежду, что первая акселерационная программа будет запущена уже в этом году.
 
Еще одним элементом инновационной экосистемы должно стать создание венчурного, инвестиционного фонда на базе Клуба инвесторов. По словам Евгения Вострикова, подготовлена уже вся документация для создания инвестиционного товарищества: «Надеемся, что в результате работы акселератора сформируется первый портфель из 5-10 проектов, который созданный фонд профинансирует на сумму 30-50 млн рублей».
 
Кроме того, в программе развития Кузбасского технопарка предусмотрена «перезагрузка» работы экспертного совета, в частности расширение его состава и переноса части функций на коммерческую основу. И ещё, без чего не сможет существовать экосистема — это организация взаимодействия всех тех субъектов, которые в неё входят. Для этого планируется разработать новые форматы мероприятий, которые бы позволили определённым образом складывать взаимоотношения между научным и предпринимательским сообществом, предпринимателями и венчурными инвесторами, корпорациями и учеными — всеми участниками инновационной экосистемы. Кроме этого, в программе заложено создание базы данных инновационных проектов, по словам Евгения Вострикова, она может быть сделана на базе существующего инвестиционного портала Кемеровской области.
 
Резюмируя, гендиректор технопарка сказал, что, хотя, цель программы - объединить на площадке технопарка все субъекты инновационной экосистемы Кемеровской области и обеспечить их взаимодействие, но это система должна быть саморегулируемая и саморазвивающаяся, а главное — открытая: «Мы приглашаем в эту систему не только кузбасские проекты и кузбасских инвесторов — главное, чтобы это все потом «оседало в Кузбассе».
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко