-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 13.02.2020

Уголь нашёл место для спада

Впервые с 1998 года угольная промышленность Кузбасса закончила год со спадом. И хотя он оказался намного меньше, чем можно было ожидать, тенденция налицо – угольщики отреагировали на резко ухудшившиеся условия рыночной конъюнктуры сокращением производственной активности. Но при этом не снизили инвестиционную. Пока экспортные цены на уголь не показывают признаков возвращения к росту, и для углепрома продолжается период адаптации к спаду. Приспособление к нему, безусловно, проявится к отказу от многих инвестиционных проектов, приведёт к сокращению заказов на оборудование и многие сервисные услуги. Всё это экономика Кузбасса проходила совсем недавно – в 2013-2016гг.
 
Ожидаемое снижение

В прошлом году, как сообщили в департаменте угольной промышленности администрации правительства Кузбасса, добыча угля в регионе составила 250,1 млн тонн против 255,3 млн в 2018. При общем снижении на 2% добыча угля коксующихся марок выросла на 3,3% до 75,6 млн тонн, энергетических упала на 4,2% до 174,5 млн тонн. Открытым способом было получено на 0,85% меньше угля, 164,4 млн тонн, в шахтах, напротив, добыча выросла на 4,25% и составила 85,7 млн тонн угля.

Переработка угля в Кузбассе в 2019 году выросла на 9,3% и составила 199,1 млн тонн, доля перерабатываемого угля от добычи составила 79,6% против 71,3% в 2018 году. На обогатительных фабриках при этом было переработано 134,9 млн тонн угля против 129,7 млн в 2018 (рост 4%), из них коксующихся марок 71,7 млн тонн против 69,3 млн тонн годом ранее (+3,5%). Железнодорожным транспортом потребителям было отгружено 226,8 млн тонн угля, что всего на 0,8% ниже, чем в 2018 году (при падении добычи на 2%). Вероятно, поэтому, по данным Кемеровостата, общий индекс производства в угольной промышленности по итогам 2019 года составил 99,2%.

Кстати, снижения добычи угля в целом по России в прошлом году практически не было. В целом, она составила 439 млн тонн, что всего на 300 тыс. тонн меньше, чем в 2018 году. При этом добыча каменного угля сократилась на 0,5%, что также заметно меньше, чем в Кузбассе, а добыча бурого даже выросла – на 1%. Очевидно, что угольщики, работающие в регионах, расположенных восточнее Кузбасса и ближе к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), смогли занять долю, которую в другой ситуации забрали бы кузбасские производители.

По оценке начальника департамента угольной промышленности Олега Токарева, причины сокращения добычи и «в падении цен на уголь на мировых рынках, и в сложностях с его поставкой». Действительно весь прошлый год цены на экспортных рынках были крайне неблагоприятны для кузбасских угольщиков. В первой половине шло очень быстрое снижение цен, плюс ухудшились условия на отдельных рынках, в частности, было введено дополнительное госрегулирование поставок на Украину. В итоге, отдельные компании были вынуждены даже приостанавливать добычу, не говоря уже об отказе от инвестиционных проектов на начальной стадии.

Об этом на совещании в обладминистрации в июне 2019 года говорила, в частности, генеральный директор ООО «Промугольсервис» (поставляет на рынок уголь новокузнецкого ООО «Ресурс») Елена Дробина. По её тогдашним оценкам, из-за падения цен на уголь на европейском рынке, а также из-за ограничений на украинский транзит «Ресурс» сократил поставки на 200 тыс. тонн угля в месяц «премиальных марок», остановил углепогрузочную станцию пропускной способностью 94 вагона в сутки, 42 единицы техники, отправил в отпуск 300 человек персонала, заморозил новое строительство и развитие. В свою очередь генеральный директор АО «ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев признавал тогда же, что из-за резкого снижения угольных цен на мировом рынке компания несет значительные потери, в связи с чем вынуждена «практически остановить реализацию инвестиционной программы 2019 года», а также сократить заказы подрядным организациям, каковых у холдинга 200, в которых занято около 10 тыс. человек.

Доходы, а главное прибыли, угольных компаний Кузбасса в таких обстоятельствах резко упали, а к концу года исчезли вовсе. Как сообщал в начале ноября на публичных слушаниях в облсовет начальник главного финуправления, зам губернатора Кузбасса Игорь Малахов, в третьем квартале 2019 года «наблюдалась тревожная картина», когда из 20 ведущих угольных компаний региона 7, обеспечивающих 50% поступлений по налогу на прибыль, полностью прекратили его платить. Остальные, в основном, добывающие коксующийся уголь, снизили платежи в среднем на 30%. Это было связано всё с тем же падением цен на уголь на мировом рынке. По данным Игоря Малахова, с пиков 2018 года на энергетический уголь они упали на 45%, на коксующийся уголь – на 38%. В результате, за 7 месяцев текущего года прибыль угольщиков снизилась на 65,9 млрд рублей, что на 45% ниже показателей аналогичного периода прошлого года.

В июне прошлого года губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, признавал, что о возможном «обрушении угольного рынка» предупреждал годом ранее, но рынок «стал рушиться быстрее, что не связано с законами рынка, это политика... и тенденция может отыграть назад, но это гадание на кофейной гуще». Но «есть серьёзная угроза, мы все вместе должны на неё реагировать».

В начале февраля нынешнего года он вновь напомнил, что падение цен и спроса на мировом рынке угля произошло быстрее, чем ожидалось. К тому же, как пояснил губернатор в интервью «Вести 24», «рынок перетек из Европы в Азию, и стал там премиальный, а мы не успели под него подстроиться».
 
 
Вложения на уровне

Примечательно, что по итогам прошлого года снижения инвестиций в углепром Кузбасса не произошло. По данным департамента угольной промышленности обладминистрации, они даже выросли на 8% или 7,7 млрд рублей и составили 105 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году в отрасль было вложено 97,26 млрд рублей. Сохранение высокого уровня инвестиционной активности связано с большой инерционностью отрасли. Сами по себе решения о новых вложениях занимают много времени и отнимают значительные усилия, и развернуть такие решения вспять или даже приостановить сложно. Проектные работы и новое оборудование для строящихся объектов, а также для реконструкции и модернизации приходится заказывать за много месяцев, отказываться от него, когда заканчиваются сроки действия старого оборудования не всегда возможно.

При этом нужно понимать, что подавляющая часть вложений угольщиков идёт не в несущие дополнительные риски новые проекты. Как сказано в сообщении департамента, из общего объёма инвестиций 2019 года 81% или 85 млрд рублей было направлено на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий угольной отрасли Кузбасса и только 19% или 20 млрд рублей (19%) на строительство новых объектов угольной отрасли. Из крупных инвестиционных проектов, реализованных в 2019 году был отмечен только пуск обогатительной фабрики «Увальная» АО «УК «Сибирская» проектной мощностью 5 млн тонн в год с созданием 212 новых рабочих мест. Никаких других крупных новых производств в отрасли в прошлом году официально не открывалось.
 
Разные компании – разные итоги

Угольные компании по разному реагировали на ситуацию на рынке и пытались к ней приспособиться. Даже беглый взгляд на разные итоги работы 2019 года трёх ведущих компаний региона показывает, что общей стороной дела в усилиях угольщиков были попытки наладить поставки угля на любые рынки, где есть потребители и платежеспособный спрос и опережение добычи переработкой и обогащением.

Показательной и типичной на ситуацию на рынке стала реакция АО «УК «Кузбассразрезуголь» (КРУ, предприятие сырьевого комплекса УГМК), которое снизило добычу угля в 2019 году до 47 млн тонн с 48,4 млн в 2018 году или на 2,9%. Тогда как первоначальными планами компании на 2019 год предусматривалось поднять добычу до 50 млн тонн. Как сказано  в сообщении пресс-службы КРУ, годовое производственное задание «было скорректировано в связи с ухудшением конъюнктуры на мировом угольном рынке», и в этом виде оно выполнено в полном объёме.

Отгрузка угля потребителям составила в 2019 году 43,9 млн тонн продукции,что на 2,6% больше, чем в 2018 году (42,8 млн), в том числе, на экспорт 31,3 млн тонн угля, что почти на 1,5 млн тонн выше уровня 2018 года. В то же время поставки на внутренний рынок снизились в связи с падением спроса на 2,1 млн тонн и составили 12,1 млн.

Об изменении планов и снижении добычи в августе прошлого года сообщал директор компании Сергей Парамонов, ссылаясь на то, что угольные цены «находятся на спаде, увеличение добычи приостановлено, нет возможности продавать этот уголь на рынке». При этом почти все планируемые вложения компании 2019 года в 19 млрд рублей (против 16 млрд в 2018 году) были направлены на приобретение новой горнодобывающей и горнотранспортной техники. На новое строительство было запланировано только 1,3 млрд рублей.

При этом КРУ приостановил реализацию крупного проекта по расширению добычи на Талдинском угольном разрезе, крупнейшем в составе компании. По данным Сергея Парамонова, цены на энергетический уголь марки Д, особенно, высокозольный и низкокалорийный, «находятся на спаде, увеличение добычи приостановлено, нет возможности продавать этот уголь на рынке, и пока Талдинский разрез остается на уровне добычи прошлого года, без роста». И по этой же причине были уменьшены общие планы добычи КРУ на 2019 год – с 50 млн тонн до 47 млн.

И, по оценке директора крупнейшей угольной компании региона, «если рынок будет везти себя так дальше, планы по добыче вновь будут скорректированы, чтобы не наращивать остатки на складах». Первую такую коррекцию КРУ сделал по результатам работы в первом полугодии 2019 года. Как и прогнозировал в августе прошлого года Сергей Парамонов, в 2020 году КРУ также планирует снизить добычу – до 45,1 млн тонн, или на 4,2%. При этом планируется увеличить на 28% добычу угля коксующихся марок на Бачатском и Краснобродском разрезах. Поставки угля потребителям планируются в объёме 40,8 млн тонн продукции, в том числе, на 15,6% больше на внутренний рынок (14,7 млн тонн), и на 16,6% ниже – на внешний  (26,1 млн).

На этом фоне неожиданно «против течения» отработала угольная компания «Южный Кузбасс» (входит в группу «Мечел»). Она в прошлом году увеличила добычу угля на 26% до 8,7 млн тонн с 6,9 млн в 2018 году. Как сообщает пресс-служба компании, переработка угля на обогатительных фабриках компании выросла при этом на 4%, до 8,7 млн тонн, отгрузка потребителям – на 20%, до 6,5 млн тонн. На 36% – до 40 млн кубометров – выросла вскрыша на разрезах «Южного Кузбасса».

Управляющий директор ПАО «Южный Кузбасс» Игорь Ритиков назвал прошлый год «переломным в истории компании», поскольку были реализованы инвестиционные программы по вводу в эксплуатацию нового оборудования и восстановлению горнотранспортной техники на разрезах компании. По его оценке, «это позволило на протяжении уже трёх месяцев добывать более 1 млн тонн угля», создать задел на будущее. Как сообщил управляющий директор, теперь в компании «готовится к реализации программа по обновлению оборудования обогатительных фабрик, уже в ближайшее время по ней ожидается поступление новой техники и комплектующих.

Конечно, такой рост можно было бы назвать необычным, если бы не два важных обстоятельства. Во-первых, предприятия «Южного Кузбасса» добывают уголь коксующихся марок и антрацит, спрос на которые и цены куда выше, чем на энергетические марки, что позволяет обеспечивать компании приемлемую экономику. Во-вторых, в 2018 году объёмы добычи «Южного Кузбасса» были на довольно низком уровне, и продолжают оставаться таковыми даже после подъёма прошлого года. Ещё 10-15 лет назад компания работала на уровне добычи 15-18 млн тонн угля в год, то есть, 1,2-1,5 млн тонн в месяц, так что ей есть ещё куда восстанавливаться.

Другая крупная компания отрасли, для которой характерны добыча как коксующихся, так и энергетических углей, кемеровский «Стройсервис» не стала снижать производство, но и реакцию заметного роста не показала. Её предприятия увеличили добычу в прошлом году всего на 1%, до 13,2 млн тонн. Зато на 13% увеличили переработку угля обогатительные фабрики компании, до 8,8 млн тонн, и на 14,6% – дробильно-сортировочные комплексы, до 5 млн.

Несмотря на снижение экспортных цен, «Стройсервис», как и «Кузбассразрезуголь», в первую очередь увеличил отгрузку угля на внешние рынки. Если общий объём поставок угля потребителям увеличился с 11,9 млн тонн в 2018 году до 12 млн, поставки за рубеж – на 29%, с 3,5 млн до 4,5 млн тонн. Экспорт угля шёл в основном в страны АТР (Япония, Корея, Индия, Китай, Вьетнам), ЕС (Германия, Нидерланды, Ирландия, Польша, Словакия), а также в Турцию и на Украину.

Рост экспорта в 2019 году был обусловлен открытием нового направления – отгрузки в страны ЕС через порты Балтийского бассейна, сказано в сообщении «Стройсервиса». При этом, по его оценке, внутренний рынок оставался по объемам потребления угля стабильным, продукция компании отгружалась крупнейшим металлургическим холдингам и на теплоэлектростанции. Примечательно, что в отличие от КРУ «Стройсервис» увидел для себя перспективы развития – в 2020 году компания намерена увеличить добычу на 17,4% до 15,5 млн тонн. Впрочем, это не такой уж нестандартный факт – планами и инвестпроектами «Стройсервиса» предполагалось выйти на уровень добычи в 15 млн тонн ещё в 2018 году, и уже тогда создавался для этого необходимый задел.
 
Сохранение рынка

Планы роста угольных компаний в 2020 году не лишены смысла. Тогда как на западном направлении спрос на уголь, в первую очередь, в странах Европы снижается, а поставки на Украину ограничены регулированием, в Восточной и Южной Азии он сохраняется на высоком уровне. И даже растёт. Китай, к примеру, за прошлый год увеличил импорт угля на 6,3%, до 300 млн тонн. При этом поставки из России в Китай в прошлом году росли быстрее, чем общий китайский импорт угля. За 9 месяцев 2019 года в КНР было поставлено 20,2 млн тонн угля из России, в том числе, 10,27 млн из Кузбасса, против 16,9 млн тонн (5,06 млн) годом ранее. То есть, российский экспорт угля в Китай вырос на 20%, а кузбасский – в 2 раза.

Таиланд удвоил импорт российского угля за 11 месяцев 2019 года до 946 тыс. тонн против 494 тыс. за тот же период 2018 года. Благодаря этому, по данным ценового агентства Argus, доля России в угольном импорте Таиланда выросла с 2,5% до 4,5%. Предлагая конкурентные цены, Россия стала в 2019 году третьим крупнейшим поставщиком угля для Таиланда после Индонезии и Австралии. Кузбасс тоже получил свою долю в этом росте поставок: за 9 месяцев 2019 года экспорт каменного угля в Таиланд из Кузбасса вырос на 34% и составил 315 тыс. тонн (из 450 тыс. тонн всего российского угольного экспорта в эту страну) против 235 тыс. годом ранее.

Похожая динамика характеризует экспорт кузбасского угля в некоторые другие страны, например, во Вьетнам, или в Мексику, куда ещё пару лет назад вообще не было поставок, или в африканскую страну Того, куда за 9 месяцев прошлого года было отправлено 77 тыс. тонн угля, а до этого поставок не было. Угольщики видят возможности рынка и реагируют на них, открывая новые для себя рынки сбыта. Не исключено, что взамен утраченного британского рынка, куда совсем недавно уходило св 10 млн тонн угля, и который был вторым для кузбасского экспорта, такие же объемы пойдут во Вьетнам или в Марокко (по 300 тыс. тонн ежемесячного экспорта в 2019 году), или в Малайзию (200 тыс.). Похожий сценарий возможен и для Польши, если вдруг она снизит российский угольный импорт.

В начале февраля появилось тревожное сообщение якобы о грядущем эмбарго на поставки российского (на самом деле не только его) угля в Польшу, и некоторые СМИ уже начали считать грядущие потери Кузбасса. Между тем, заявления польских властей, сделанные исключительно для внутриполитического потребления касались только намерения отказаться от этих закупок в интересах двух государственных компаний. Чтобы они приобретали польский уголь, и польские шахтёры оставались при деле. Как пояснили в пресс-службе ПАО «Кузбасская топливная компания» (КТК), планов и уже идущих поставок КТК эти заявления не касаются, к тому же основную часть кузбасского угля компания поставляет собственной польской «дочке» для реализации в розницу, буквально «мешочками». Ещё в одном кузбасском экспортёре угля также пояснили, что заявления поляков касаются в первую очередь их самих, государственных компаний, а не контракты частных импортеров. 
 
Приспособление по цепочке

Оптимизма в оценке перспектив добавляет и специализированная аналитика работы всех участников угольного экспорта из России – добывающих компаний, железнодорожников, портовиков. В декабре прошлого года, по оценке агентства Argus, скорость доставки кузбасского угля в западные порты возросла: порты Северо-Запада России она стала занимать 9 суток, что на сутки меньше, чем раньше, а в порты – Азово-Черноморского бассейна – 11 суток, на 3 суток меньше, чем месяцем ранее, и на 4 суток быстрее, чем в декабре 2018 года. Доставка в порты Дальнего Востока осталась пока на прежнем уровне.

Кроме того, по данным агентства, в начале 2020 года снизились ставки перевалки угля в большинстве портов на Северо-Западе России. Для угля ставки перевалки стали ниже на 1-3 доллара за тонну по сравнению с прежними уровнями. Ставки перевалки в южных портах России снизились в январе на 0,75-4 доллара за тонну по сравнению с серединой прошлого года. Стоимость перевалки в большинстве портов Дальнего Востока также снизилась, но на какую величину, агентство не указало.

Эта реакция, безусловно, стандартна для ситуации «слабого спроса и низких цен». Но также она показывает способность и желание смежников угольщиков реагировать на ухудшение ситуации на рынке, чтобы поставки угля из России не потеряли на этом рынке свои позиции. Примечательно, что на фоне общей стагнации угледобычи перевалка угля в портах России не сократилась. По данным Ассоциации морских портов России, она даже выросла по итогам прошлого года на 9% и составила 176 млн тонн. И приспособление по цепочке смежников вполне себе работает.

Игорь Лавренков
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко