Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 февраля] В Кузбасской ГСХА стартовала «Школа фермера»
[24 февраля] Стартовал десятый набор на кафедру «Goodline»
[21 февраля] Четыре проекта из Сибири стали лауреатами национальной премии «Серебряный Лучник»
[18 февраля] В честь своего 20-летия СУЭК проведет конкурс публикаций СМИ
[15 февраля] Научная коллаборация: в академии наметили основные пути научных исследований в области генетических технологий в сельском хозяйстве


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 06.08.2020

Разная угольная адаптация

Продолжающийся в мировой экономике спад, вызванный пандемией коронавируса, вынуждает производителей приспосабливаться, и, как показывают результаты работы кузбасских угольщиков, делать это по-разному. В зависимости от обстоятельств, компаний, их финансовых и производственных возможностей. К примеру, компания «Распадская» снижает добычу быстрее, чем в среднем по Кузбассу, но увеличивает производство и сбыт концентрата, «Южный Кузбасс» и «Стройсервис», напротив, наращивают добычу, и последний планирует новый проект, предполагающий отработку смежных участков недр совместно с соседом.
 
Медленное восстановление

Во второе полугодие 2020 года мировой рынок энергии вошёл, по-прежнему испытывая давление противоэпидемических ограничений. Даже восстановление экономики Китая и снижение производства нефти, угля и газа не помогает восстановить спрос и приподнять сильно упавшие цены. В итоге, на рынке Европы цены на уголь находятся в диапазоне 54-59 долларов за 1 тонну в порту импортеров в зависимости от контрактов и сроков поставок (по данным агентства Montel). Несмотря на снижение добычи угля в России и Колумбии, предложение избыточно, а слабая конкурентоспособность с газом также оказывает понижающее давление на спрос.

Низкими остаются и цены на Азиатско-Тихоокеанском рынке. Контракты на отгрузку энергетического угля калорийностью 6300 ккал за 1 кг в австралийском порту Ньюкасл заключаются по цене 50 долларов за тонну. С начала года цена снизилась на 22% и всего на 2 доллара поднялась с апрельского минимума. Конечно, производители угля в АТР ожидают рост потребления электроэнергии в Китае на 6% во втором полугодии и увеличение спроса на уголь. Однако страна развивает собственную добычу, к тому же в конкуренцию с углем вступают другие виды импортного топлива, внезапно ставшего таким доступным. Так что и здесь перспективы роста угольного рынка неопределённые.

В США, по данным управления энергетической администрации, потребление электроэнергии в апреле 2020 года упало до минимума с ноября 2001 года, а использование угля в энергетике сократилось, соответственно, до 27,4 млн тонн, что стало самым низким уровнем с 1973 года. Соответственно, и цены на уголь в стране находятся под давлением падающего спроса и на конец июля составляли на востоке страны около 50 долларов за тонну.
 
Снижение как реакция

Итоги первого полугодия показывают, что общей реакцией кузбасских угольщиков на рынок вялого спроса и низких цен выступает общее сокращение деловой активности, в первую очередь добычи угля. За 6 месяцев 2020 года она упала на 11% и составила 107,7 млн тонн угля. Хотя темпы падения добычи немного снизились – за январь-май они составляли 11,7%, а в июне они упали только на 5,8%, составив 17,9 млн тонн угля против 19 млн тонн годом ранее. Отгрузка угля в июне железнодорожным транспортом сократилась на 6,2%, до 16,6 млн тонн, при этом сильнее в западном направлении – на 10,6%, до 8,4 млн тонн, тогда как в восточном направлении – всего на 2,4%, до 4,2 млн тонн.

ПАО «Распадская» снизило добычу сильнее: во втором квартале 2020 года на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 28% к уровню первого квартала 2020 года. Как сказано в сообщении компании, во втором квартале её добыча составила 2,11 млн тонн против 2,95 млн (снижение на 840 тыс. тонн) в сравнении с результатом первого квартала, и против 3,23 млн тонн годом ранее (снижение на 1,12 млн). В итоге, в первом полугодии добыча на предприятиях «Распадской» снизилась на 29% в сравнении с первым полугодием 2019 года, до 5,06 млн тонн с 7,15 млн. Как видно, такие темпы сокращения почти в 3 раза выше, чем в среднем по Кузбассу.

Впрочем, это была только часть адаптации к нынешней ситуации на рынке. На фоне снижения добычи реализацию угольного концентрата «Распадская», напротив, увеличила в первом полугодии на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 4,16 млн тонн. При этом поставки концентрата распределились неравномерно: выросли в первую очередь на российский рынок – на 28% в сравнении с первым кварталом, до 709 тыс. тонн, на 24% год к году, и на 18% – за первое полугодие, до 1,26 млн тонн с 1,07 млн годом ранее.

Сообщение «Распадской» очень хорошо показывает, как угольщики оценивают ситуацию на рынке: «пандемия COVID-19 охватила большую часть мира, что значительно осложнило ситуацию на традиционных рынках сбыта». Ещё одной реакцией приспособления стало марочное перераспределение в добыче угля: «менеджмент принял решение о приостановке добычи профицитного угля марки ГЖ на «Разрезе Распадский» с мая», и «часть освободившейся техники была переброшена на участок открытой добычи шахты «Распадская-Коксовая». Это позволило увеличить добычу угля марки ОС, «востребованной внутренним рынком на 9% к уровню первого квартала».
 
Выигрыш в конкуренции

В обстоятельствах низкого рынка всё равно кто-то выигрывает за счёт тех, кто проигрывает. Предлагая ещё более низкую цену и своевременное предложение, победитель занимает какую-то часть рынка. Как это, к примеру, произошло в Марокко, где угольщики из России вытеснили практически всех конкурентов. Угольный рынок Марокко становится одним из крупнейших в Африке. Эта страна за 10 лет увеличила импорт угля в 2,5 раза, с 4,2 млн тонн в 2010 году до 10,1 млн в прошлом. И основным поставщиком для нее стала Россия, откуда поставки в Марокко за это время выросли уже в 4 раза, с 1,48 млн тонн до 5,88 млн (3,67 млн тонн из Кузбасса, на 23,5% больше, чем годом ранее).

И вот уже в этом году, сообщает агентство Argus, экспорт энергетического угля из России в Марокко в январе-мае 2020 года вырос в 2 раза за счёт предложения более привлекательных цен в сравнении с конкурентами и в связи с ограничениями в портах ЮАР из-за эпидемии коронавирусной инфекции (а в России таких ограничений не вводили). В итоге, доля России в угольном импорте Марокко выросла до 85% по итогам 5 месяцев, а в мае 2020 года – до 93%, 905 тыс. тонн из 970 тыс. И при этом страна увеличивает ввоз угля, даже из Казахстана прошли первые поставки. И Кузбасс тут тоже явно выиграл – за 5 месяцев 2020 года экспорт Кузбасса в Марокко в денежном выражении вырос на 35% и составил 98,2 млн долларов против 72,7 млн годом ранее. Его товарный состав не раскрыт, но по итогам всего прошлого года он на 99% был представлен углём.
 
Приспособиться и договориться

Угольщики считают, что места на рынке есть, главное добраться до них, что уже сложно внутри страны. Как сообщил представитель одной из кемеровских компаний, при возможностях отгрузить по контракту 50 тыс. тонн отправить в восточном направлении удаётся только 5 тыс. тонн, на остальное накладываются ограничение железной дороги, запреты Китая на сухопутные трансграничные поставки и другие препятствия.

Но кому-то всё равно удается нарастить поставки настолько, что пришлось даже увеличивать добычу. Например, междуреченское ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» в первом полугодии нарастило добычу угля на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5,6 млн тонн. Объём вскрышных работ на разрезах увеличился на 58%, до 25 млн кубометров горной массы, переработка угля на обогатительных фабриках выросла на 30%. Важно, что выросла и отгрузка угля потребителям – на 42% в сравнении с первым полугодием прошлого года.

«Основной вклад в положительную динамику производственных показателей продолжает вносить реализованная в прошлом году программа восстановления горнотранспортной техники, а также эффективное сотрудничество с подрядными организациями», – пояснил результаты первого полугодия управляющий директор ПАО «Южный Кузбасс» Игорь Ритиков. Конечно, нынешний рост «Южного Кузбасса» нельзя объяснить низкой базой – в прошлом году компания уже увеличила добычу угля на 26% до 8,7 млн тонн, тогда как в Кузбассе в целом она снизилась на 2%.

Но ранее компания снижала добычу несколько лет, поэтому её база действительно низкая. А вот группа «Стройсервис» и в начале года запланировала рост добычи на 17%, до 15 млн тонн, и, похоже, выйдет на этот результат. В первом полугодии предприятия компании увеличили добычу на 12%, до 6,5 млн тонн. И она может ещё вырасти: ООО «СП «Барзасское товарищество» (входит в группу «Стройсервис») и ООО «Ровер» договорились о совместной отработке части смежных участков недр в Кемеровском районе «Поле шахты «Глушинская» и Барзасский 2 (принадлежат первому) и Разрез «Глушинский» (лицензия у «Ровера»). Как пояснил учредитель ООО «Ровер» Тимур Цориев, договорённость предполагает, что стороны будут вести горные работы согласованно, чтобы синхронно опускать граничащие открытые выработки, а СП «Барзасское товарищество» получит возможность использовать поверхностные земельные участки «Ровера» для транспортных целей.

Игорь Лавренков
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[26 февраля] Замерзшая Балтика подняла цены на уголь в Европе
[26 февраля] Малый и микробизнес в Кузбассе впервые начнет применять бережливые технологии для повышения эффективности работы
[25 февраля] На трех участках трассы «Сибирь» в Кузбассе возобновились строительные работы
[25 февраля] «Кузбассразрезуголь» запустил в работу второй ЭКГ-35
[25 февраля] Главврач госпиталя для ветеранов стал депутатом Заксобрания Кузбасса

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко