-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 31.03.2014

Под знаком рубля

 
Законотворческая деятельность в Кузбассе уже с конца прошлого года проходила, можно сказать, под знаком рубля. Точнее, его нарастающего недостатка. Наполняемость региональной казны уже несколько лет оставляет желать лучшего – доходы не растут, а расходы, напротив, нужно увеличивать. От обязательств государственная власть региона отказываться не имеет права, тоже самое можно сказать и обязательствах муниципалитетов.
 
Периодически индексируются пособия и льготы, нужно поднимать заработную плату работникам бюджетной сферы, растёт на бюджет нагрузка здравоохранения, ведь население стареет и болеет больше, городское хозяйство требует модернизации, ну и конечно, нельзя обойтись без какого-то регионального развития. Поэтому уже в бюджетном послании губернатора прозвучало несколько предложений о том, как увеличить поступление доходов в областной бюджет, в том числе, и с помощью поощрения информаторов, сообщающих о нарушениях налогообложения и о «серых» зарплатах.

Совет народных депутатов Кемеровской области приступил к рассмотрению областного закона «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения и оплаты труда» на сессии в феврале. Законопроект представил начальник главного финансового управления (ГФУ) Кемеровской области, заместитель губернатора Сергей Ващенко. Он отметил, что в сфере налогообложения государство изо всех сил старается с граждан и предприятий взыскать налоги, «идет на ужесточение налогового режима», а последние считают, что налогообложение невыносимо, и прибегают к уловкам и схемам. По мнению докладчика, в современных «сложных экономических условиях» дополнительный налоговый пресс нецелесообразен, но было бы разумным собирать то, что и так положено по закону. Ведь без налоговых доходов государство не сможет выполнять свои социальные обязательства, а кроме того, уход от налогов нарушает принцип социальной справедливости, в ущемленном положении оказываются добросовестные налогоплательщики. Между тем, многие предприниматели, по оценке Сергея Ващенко, не повышением эффективности своего бизнеса стараются получить прибыль, а за счёт ухода от налогов, а выдавая зарплату «в конвертах», они лишает своих работников нормальной пенсии в будущем.
 
По данным государственной статистики, в 2013 году поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему всех уровней на территории Кемеровской области сократилось на 16,4%, до 84,8 млрд рублей против 101,5 млрд в 2012 году. Из всех средств, собранных на территории Кемеровской области, 78,14 млрд рублей было направлено в консолидированный бюджет региона (Кемеровской области и муниципальных образований), в федеральный бюджет – 8,34 млрд руб (без учёта возврата НДС). Таким образом, налогов в Кузбассе было собрано меньше, чем расходов областного бюджета (104 млрд рублей). В то время как доходы областного бюджета, включая трансферты из федерального бюджета, были установлены в 2013 году в 89,5 млрд рублей.

Олег Шурыгин, председатель комитета облсовета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов, от лица профильного комитета поддержал предложенный законопроект, и предложил принять его в первом чтении. Он напомнил, что после бюджетного послания губернатора, в котором было сделано предложение принять такой закон, депутаты сразу же приступили к работе над проектом законом совместно со специалистами ГФУ. 18 марта законопроект обсудили на расширенном заседании комитета облсовета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов. В заседании принимали участие представители областной прокуратуры и органов юстиции, обладминистрации. Советник председателя облсовета Александр Микельсон (в предыдущем составе регионального парламента он работал заместителем председателя, а до 2008 года начальником ГФУ) на заседании комитета опять обратил внимание на фискальный характер законопроекта, отметив, что «областной бюджет в настоящее время испытывает определённые трудности», а новый закон «позволит выявлять налоговые правонарушения, и соответственно увеличивать доходы бюджета».

Во втором чтении на мартовской сессии 27 марта законопроект претерпел небольшие изменения, в том числе, и в наименовании. Окончательно он был принят как закон Кемеровской области «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда». Заместитель председателя комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Тимур Хасанов сообщил, что изменения в названии и редакционные поправки были внесены в текст закона после расширенного заседания комитета 18 марта, и предложил принять законопроект во втором и окончательном чтении. На самой сессии облсовета дискуссии не было, и за принятие закона в этот раз проголосовали все присутствовавшие депутаты, 43 из 43 (при общей численности в совете 45 и при 37 голосах из 39 при голосовании на февральской сессии). 

Как сказано в тексте закона, он принят для поощрения граждан, повышения ответственности работодателей, для обеспечения «законности и правопорядка в области налогообложения, связанной с оплатой труда». Предусмотрено, что «граждане, предоставившие достоверную письменную информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда (далее – информация о нарушениях), поощряются денежным вознаграждением». Информатору гарантирована конфиденциальность. Размер вознаграждения – 10% от сумм, поступивших в областной бюджет в связи с предоставлением информации о нарушениях. Выплата производится, «если факт нарушения признан работодателем или установлен налоговым органом или судом, и после того, как произошло начисление и поступление соответствующих сумм налогов в областной бюджет». В случае, если информаторов несколько, 10-процентная доля делится между ними, при этом порядок и размер выплат каждому будет устанавливать региональная администрация. Источником финансирования определен областной бюджет, его резервный фонд.

Впрочем, определённых расчётов на поступление каких-то средств и, соответственно, расходов на поощрение информаторов власти Кузбасса не строят. Сергей Ващенко сразу сообщил депутатам на сессии в феврале, что нет данных о количестве налогоплательщиков, допускающих нарушения в области налогообложения, об объёмах скрываемой налоговой базы и о количестве граждан, изъявивших желание оказывать содействие в выявлении и пресечении нарушений в сфере налогообложения. Поэтому «определить точную сумму возможных расходов на выплату денежного вознаграждения не представляется возможным».
 
По данным отчёта об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, размещенного на сайте ГФУ Кемеровской области, доходы консолидированного (областного и муниципальных образований вместе) бюджета Кемеровской области за январь-февраль 2014 года составили 13,88 млрд рублей, 9,6% от годового плана по доходам на 2014 год. В прошлом году эти показатели были схожи: доходы консолидированного бюджета региона за 2 месяца составили 13,54 млрд рублей при плане 137,09 млрд (9,88%). Доходы собственно областного бюджета составили за первые два месяца 2014 года 9,11 млрд рублей (8,58 млрд за январь-февраль 2013 года) при годовом плане 90,09 млрд (81,02 млрд). Основную часть доходов обеспечило поступление налога на доходы физлиц (5,88 млрд рублей, в том числе, 4,12 млрд в областной против 5,35 млрд и 3,23 млрд годом ранее), а вот поступление налога на прибыль сократилось до 946 млн руб против 1,05 млрд рублей годом ранее. Расходы консолидированного бюджета за январь-февраль 2014 года составили 17,55 млрд рублей (14,42 млрд – годом ранее), областного – 13,21 млрд (10,43 млрд), дефицит областного бюджета – 4,1 млрд рублей против 1,85 млрд рублей в январе-феврале 2013 года.

Законодательная работа с рублем не ограничилась только поиском возможных дополнительных доходов (вряд ли можно привлечь их в большом объёме, к тому же необеспеченность Кузбасса собственными бюджетными доходами имеет место уже не один год см. Рейтинг регионов, таблицу «Уровень обеспеченности налоговыми доходами»). Хотя в начале года, на сессии в конце января депутаты даже внесли коррективы в областной бюджет, предусматривающие увеличение доходов и расходов, на 1,5 млрд и на 1,18 млрд рублей, соответственно. Увеличение доходной части в основном было обеспечено с помощью прироста безвозмездных поступлений из федерального бюджета (на 891 млн рублей) и увеличения поступления акцизов на нефтепродукты (на 617,5 млн рублей, размер этих обязательных платежей устанавливает федеральный законодатель). С учётом опережающего роста доходов удалось даже немного сократить размер дефицита, с 14,9% от объема собственных доходов до 14,8%. В целом, доходы областного бюджета выросли до 90,09 млрд рублей, расходы – до 101,2 млрд.

Однако, уже через два месяца пришлось в бюджет пришлось вносить коррективы в обратном направлении. Хотя в итоге получилось сокращение лишь в расходной части. Вначале в режиме первого чтения законопроекта «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» были уменьшены и доходы бюджета, на 90 млн рублей, и расходы – почти на 300 млн рублей, дефицит – на 208 млн рублей. Сокращение бюджетных ассигнований было произведено за счёт государственных программ Кемеровской области на 2014 год на 313 млн рублей с помощью переноса расходов на 2015 и 2016 годы, соответственно, на 482 млн и на 771 млн рублей.

Но уже во втором чтении «маятник» опять качнулся в другую сторону, были добавлены дополнительные доходы за счёт субсидий и иных межбюджетных трансфертов на общую сумму 171,5 млн рублей, которые распределены по соответствующим направлениям бюджетного финансирования. Соответственно, доходная часть областного бюджета на 2014 год не сократилась, а напротив в итоге немного выросла, до 90,17 млрд рублей. Расходы тем не менее были сокращены, до 101,08 млрд рублей. Дефицит областного бюджета был также сокращен до 10,9 млрд рублей (14,6% от всех доходов без учёта безвозмездных поступлений).
 
Развить инфраструктуру развития
Шаги в другом направлении, в сторону поощрения экономического роста и устойчивого развития, весной 2014 года были только намечены, но законотворческой деятельностью не подкреплены. Хотя и было обещано, что соответствующее законодательство готовится.
 
О намерении построить в регионе индустриальный парк Дмитрий Исламов сообщил в Кузбасском технопарке 20 марта

Так о намерении построить в регионе индустриальный парк 20 марта сообщил в Кузбасском технопарке заместитель губернатора Кузбасса по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов. По его данным, областная администрация уже готовит соответствующий проект областного закона, который предусматривает учреждение в Кузбассе «ещё одного института развития» в дополнение к уже действующим технопарку в Кемерове и зонам экономического благоприятствования в Юрге, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске и в Таштагольском районе. Индустриальный парк предлагается разместить на юге Кузбасса, скорее всего в Новокузнецке, где местные предприниматели уже проявляют инициативу, и где есть большое количество подходящих площадок. По словам заместителя губернатора, индустриальный парк должен обладать всеми атрибутами, сложившимися в международной практике, «чтобы инвестору было понятно, куда он приходит и что получит».

20 марта прошло также обсуждение возможности и перспектив создания венчурного фонда в Кемеровской области. В заседании в форме «круглого стола» приняли участие заместители губернатора Дмитрий Исламов и Александр Мирошник, заместитель председателя комитета по предпринимательству и инновациям совета народных депутатов Кемеровской области Егор Каширских, руководители структурных подразделений областной и городской администраций, представители Общественной палаты, Кемеровской области, вузов, научно-исследовательских институтов, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства и инноваций.
 
В России, по данным Ассоциации индустриальных парков, действует уже 55 парков на территории 27 субъектов Российской Федерации. Среди них есть те, что построены при поддержке региональных властей, есть и частные площадки. Кроме того, заявлено несколько проектов строительства новых индустриальных парков в самых разных регионах. В Сибири два промышленных парка строятся в Томске, промышленно-логистический парк уже несколько лет работает в Новосибирской области.

Старший аналитик московского ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» Евгения Суровегина отметила, что взаимодействие с Кузбассом по инвестированию проектов пока не сложилось, хотя имеющиеся в регионе проекты по переработке угля, отходов и энергосбережению имеют перспективу. Дмитрий Исламов согласился, что в Кемеровской области есть «немало перспективных проектов в научно-исследовательских институтах, вузах, инновационных предприятиях, активно работает «Кузбасский технопарк», есть мощная инфраструктура поддержки малого бизнеса и банковские программы». Проблема, по его оценке, в том, что кузбасские «проекты в основном социально значимые, и нет проектов, подходящих для венчурных фондов, поэтому, возможно, лучше сосредоточиться на том, чтобы привлекать инвестиции в регион и создать представительства крупных венчурных компаний на территории области». В итоге, после двухчасовой дискуссии её участники поддержали предложение уполномоченного по защите прав предпринимателей Кемеровской области Елены Латышенко создать систему посевного финансирования проектов на базе уже имеющейся инфраструктуры. Соответственно, администрации Кемеровской области рекомендовано создать временную рабочую группу по подготовке к созданию регионального венчурного фонда с привлечением депутатов, представителей органов власти, потенциальных инвесторов, руководителей промышленных предприятий, технологических предпринимателей, представителей инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и предпринимательства, вузов, академических институтов и т.д. В законодательной сфере облсовет рассмотрит возможность введения льгот по налогам для физических и юридических лиц, инвестирующих напрямую в технологические стартапы, либо в региональный венчурный фонд, либо в паевые инвестиционные фонды, инвестиционные паи которых приобретены региональным венчурным фондом. Но пока эти предложения в сфере законотворческой деятельности относятся к категории общих намерений, и нужно отметить, что в области формирования и развития инфраструктуры развития многие российские регионы продвинулись весьма далеко. А ведь это – конкуренты для Кузбасса в привлечении для потенциальных инвесторов как в инновационной сфере, так и в традиционной промышленной активности. Если производство не требуется «привязать» к конкретному источнику природного сырья или иным особым обстоятельствам, инвесторы давно уже идут туда, куда их приглашают.

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко