-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 24.08.2015

В ожидании спроса

 
Обозначившийся в Кузбассе в начале года небольшой промышленный рост, обусловленный улучшением условий экспорта за счёт курсовой разницы, довольно быстро сошёл на нет. По итогам первого полугодия промышленность региона показала уже небольшое падение. Причем спад прошёл почти по всем отраслям, независимо от того, добывающие или обрабатывающие, экспортеры или ориентированные на внутренний рынок. В машиностроительном секторе наблюдается общее падение, и резкий спад в вагоностроении.
 
 
 
 
Общее падение
 
В отражении статистики ситуация в машиностроительных отраслях развивается по-разному: индекс промышленного производства по виду деятельности «производство машин и оборудования» в Кузбассе в первом полугодии 2015 года, по данным Кемеровостата, составил 99,7%, «производство электрооборудования» – 90,2%, «производство транспортных средств и оборудования» – 46,6%. Безусловно, самое большое сокращение переживает вагоностроение, ещё недавно лидер развития машиностроительного сектора. Производство горно-шахтного оборудования даже подросло по некоторым позициям, хотя в сравнении с показателями 2014 года, его показатели ещё далеки до тех, что были всего два-три года назад.

Кузбасский рынок импортной машиностроительной продукции пока относительно стабилен. По крайней мере, по данным Кемеровской таможни. В первом полугодии текущего года в Кемеровскую область было импортировано машин, оборудования и транспортных средств общей стоимостью 75,635 млн долларов (72,6% от всего импорта региона) против чуть более 75 млн долларов, импортированных годом ранее (59,7% всего импорта). Зато сократился и без того небольшой экспорт машинотехнической продукции из Кузбасса. В первом полугодии 2015 года стоимость экспорта машин, оборудования и транспортных средств составила менее 1,5 млн долларов (удельный вес от стоимости всего экспорта – 0,1%), в то время как за аналогичный период 2014 года – чуть более 3 млн долларов (0,1%). За весь 2011 год стоимость экспорта машин, оборудования и транспортных средств из Кемеровской области составляла почти 23,5 млн долларов (удельный вес 0,2%), в 2012 году – около 53 млн долларов (0,8%), в 2013 году – более 26 млн долларов (0,4%), а в 2014 году – около 4 млн долларов (0,1%). Таким образом, в этом году наблюдается самый большой спад машиностроительного экспорта из Кузбасса.

По мнению заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Екатерины Кутылкиной, падение производства в машиностроении региона связано с продолжающимся изменением курса национальной валюты, сдерживанием банками процентной ставки по кредитам на достаточно высоком уровне и снижением спроса на выпускаемую предприятиями машиностроения продукцию (см: «Надежда на конкурентоспособные предприятия»). «Угольные компании сокращают закупки нового оборудования и, в ближайшее время, оно будет приобретаться в ограниченных количествах независимо от страны происхождения, исключение составляют компании, осуществляющие добычу угля открытым способом», – заметила она.

По наблюдениям специалистов компании «Балтийский лизинг», роста спроса на отечественное горно-шахтное оборудование со стороны угольных компаний также не наблюдается. «Однако у компаний при угольщиках вырос спрос на оборудование бывшее в употреблении, в том числе на отечественное, – говорит заместитель директора филиала ООО «Балтийский лизинг» Юлия Вилкова. – В нашей компании было профинансировано несколько сделок на приобретение дробильных установок, и интерес клиентов в части выбора страны производителя в большей степени зависел от возможностей бизнеса. За первое полугодие 2015 года за лизинговым финансированием больше обращались клиенты, которым нужно завершать бизнес-проекты, в которые они уже вошли, и простой обойдётся им дороже. Несмотря на сложный период, сохраняется спрос на зарубежную технику, автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры таких марок как Shantui, Volvo, Hitachi, Terex, а также на более дорогие марки такие как John Deere, Liebherr. В целом, изменений соотношения уровней спроса «отечественное-зарубежное» нет, клиенты брали и берут как импортную, так и отечественную технику, в зависимости от своих возможностей».

Вагоны не нужны
 
Значительное сокращение производства в кузбасском машиностроении произошло из-за падения спроса на вагоны и полувагоны в стране в целом. В документе Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития) «Тенденции развития промышленного комплекса май 2015 года» указывается, что по итогам мая 2015 года в отрасли транспортного машиностроения наблюдается фронтальное сокращение спроса и производства по широкой номенклатуре выпускаемой продукции. Рынок железнодорожного подвижного состава в январе-мае 2015 года составил 56,3 млрд рублей, что 43,1% меньше, чем в январе-мае 2014 года). На рекордно низких показателях находится спрос на вагоны – за январь-май 2015 года рынок несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов составил 9,8 млрд рублей (-67,7 % к аналогичному периоду 2014 года). Помимо проблем, связанных с реализацией продукции, российские предприятия транспортного машиностроения испытывают сложности доступа к кредитным ресурсам, которые необходимы для пополнения оборотных средств и производства железнодорожного подвижного состава. В сегменте вагоностроения при потенциальном объёме производства 90 тысяч вагонов уровень текущей загрузки мощностей составляет всего 30%. В среднесрочной перспективе в сегменте вагоностроения ожидается двукратное сокращение мощностей. По итогам оптимизации среднегодовой выпуск вагонов будет составлять не более 40-50 тысяч.

По кузбасскому вагоностроению указанный спад спроса ударил особенно сильно, сокращение производства более чем двукратное. И оно продолжается уже второй год подряд – по итогам прошлого года индекс производства в отрасли «производство транспортных средств и оборудования» составил 51,8%. Оборот кузбасских организаций по виду «производство транспортных средств и оборудования» за первое полугодие 2015 года составил 2,732 млрд рублей или 54,6% к показателям аналогичного периода прошлого года.

Александр Мирошник, генеральный директор ОАО ХК «СДС-Маш»
Александр Мирошник сообщил, что Кузбасская вагоностроительная компания больше не будет выпускать вагоны и возвращается к химическому машиностроению
На этом фоне в мае 2015 года на промышленной конференции в Кузбасском технопарке генеральный директор ОАО ХК «СДС-Маш» Александр Мирошник сообщил, что Кузбасская вагоностроительная компания (КВСК) – филиал ОАО «Алтайвагон» (входит в структуру ОАО ХК «СДС-Маш»), больше не будет выпускать вагоны и возвращается к химическому машиностроению. «Вагоны сегодня никому не нужны, – говорит он. – На линии 1277 тысяч вагонов, из них 300 тысяч не работают и стоят в тупиках. КВСК, по моему видению, больше не будет – будет возврат назад, это будет Кемеровский Химмаш. В этом направлении мы нашли огромное количество заказов. Кемеровский Химмаш уже сегодня не справляется с ними. Пришлось перебрасывать людей с Алтая».

«Первое, с чем столкнулся сразу, отсутствие заказов, тяжёлое финансовое положение, масса кредитов и прочее, – пояснил он. – Нужно было принимать множество решений, которые помогли бы компании «СДС-Маш» развиваться». По словам руководителя холдинга, работа сейчас идёт в нескольких направлениях. Первое, это работа с правительством. ОАО «Алтайвагон» вошло в список системообразующих организаций России 2015 года. В апреле компания получила господдержку на общественные работы и переобучение кадров. В мае – субсидирование процентной ставки по кредитам. На момент выступления гендиректора «СДС-Маша» в Кузбасском технопарке, правительство рассматривало вопрос о госгарантиях для компании на 3 млрд рублей.

Кроме этого, начались кардинальные преобразования в самом холдинге: стали упрощать систему управления, переходить на производство новой продукции. Помимо возвращения к химическому машиностроению КВСК, в «СДС-Маше» обратили пристальное внимание на прокопьевское ООО «Электропром», которое сегодня в рамках оборонзаказа изготавливает электродвигатели и генераторы для российских подводных лодок. «Выехали в Санкт-Петербург на верфи, – сообщил Александр Мирошник. – Там говорят, что сейчас у них ещё две лодки системы «Борей», а потом будут совсем другие. У нас таких двигателей нет. Осталось 4-5 месяцев. Мы посмотрели изготовление взрывобезопасных электродвигателей для шахт. Первомайский завод на Украине стоит. Мы заключили с ними договоры, выкупаем у них документацию на двигатели и сейчас выстраиваем на «Электропроме» эту линейку. Через 2,5 месяца начнём выпуск всей линейки двигателей до 250 КВт во взрывобезопасном исполнении. Но здесь нужна кооперация. Корпуса – заключили договор с ОАО «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ). Первый корпус двигателя уже готов». Активно взялись за решение проблемы наличия спецсталей высокого качества. На литейном производстве в Рубцовске «СДС-Маш» открывает новый цех, в котором будут изготавливаться стирающиеся детали для замены на импортных экскаваторах.

А вот ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ) из-за отсутствия спроса на вагоны полностью остановился, прекратил производство. 19 мая 2015 года арбитражный суд Кемеровской области ввёл на предприятии процедуру наблюдения. Кредиторская задолженность НкВЗ составляет 3,5 млрд рублей. В начале июля практически весь персонала завода был уволен, осталось менее 30 человек для поддержания в порядке цехов и оборудования, да несколько человек работают на резке старых вагонов. Никаких заказов с начала нынешнего года завод так и не получил – ни на производство новых вагонов, ни на ремонт уже работающих.

Один из акционеров НкВЗ Евгений Подъяпольский объяснял проблемы завода тем, что в прошлом году одновременно упал спрос на вагоны, подорожал металлопрокат и стали недоступны банковские кредиты. В результате, себестоимость вагонов превысила расходы на их покупку или лизинг. «Суточная доходность вагона сейчас составляет 500 рублей, а расходы на вагон – 800 рублей, наши клиенты и от продления контрактов, заключенных в 2014 году, и от заключения новых отказались», – сообщил акционер предприятия. В попытке вывести НкВЗ из кризиса акционеры привлекли нового совладельца, уступив в марте нынешнего года 51% акций завода ООО «ИФК «Энерго» новокузнецкого предпринимателя Александра Щукина. Однако он побыл в качестве владельца завода недолго и заключил обратную сделку.
 
Горно-шахтное в росте
 
Значительное снижение цен на уголь, продолжающееся с конца 2012 года, и, соответственно, сокращение доходов угольщиков перевело угледобывающие компании в режим экономного расходования средств, в том числе на приобретение нового и ремонты действующего оборудования. Это, естественно, привело к резкому сокращению заказов, размещаемых на заводах горного машиностроения. Однако в первом полугодии 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года лидеры кузбасского машиностроения показали значительный рост.

По данным коммерческого директора ООО «Юргинский машзавод» Сергея Катунина, в первом полугодии 2015 года выпуск горно-шахтного оборудования (ГШО) увеличился в 2,7 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, что говорит о некоторой положительной тенденции оживления спроса на эту продукцию. Во втором полугодии 2015 года экономическое состояние Юргинского машиностроительного завода улучшается, в части перспективы заключения договоров на поставку значительных объёмов горно-шахтного оборудования. В настоящее время руководство предприятия ведёт переговоры по заключению договоров с двумя крупными угольными компаниями на предмет изготовления двух лавокомплектов механизированных крепей. В августе 2015 года ожидается начало финансирования по одному из этих проектов.

Очевидно, речь идёт о контракте с ОАО «Угольная компания «Сибирская» бывшего президента холдинга «Сибуглемет» Анатолия Скурова. В начале июля «Юрмаш» объявил, что «подписывает крупный контракт с собственником угольной шахты «Увальная» (проектируется в Новокузнецком районе). «Это будет первый значимый заказ после кризиса угольной отрасли 2013 года, когда многие угледобывающие, а соответственно и машиностроительные компании были вынуждены приостановить свою деятельность». О самом подписании обязывающего документа Юрмаш так и не объявил, хотя в обладминистрации подтвердили наличие договорённости о поставках. В сообщении завода сказано о контракте на изготовление механизированной крепи для «Увальной» из 136 секций, каждая из которых раздвижностью 2,5 метра и весом 18 тонн, предназначенной для оснащения 200 метровой лавы. Общая сумма контракта оценивается в 740 млн рублей с получением 30% платежа авансом. Срок передачи оборудования заказчику – апрель 2016 года.

Безусловно, у ООО «Юргинский машзавод» относительно широкие возможности предложения своей продукции на рынке. Предприятие выступает единственным в России производителем ГШО, выпускающим полный набор оборудования для очистных забоев угольных шахт, в том числе, механизированных крепей, лавных конвейеров, перегружателей,  очистных и проходческих комбайнов, дробилок угля и др. «Постоянное обновление линейки выше указанного оборудования делает данное направление перспективным в деятельности нашего предприятия в части импортозамещения, – утверждает Сергей Катунин. – Ещё одним из перспективных направлений в данном направлении на нашем предприятии является изготовление запасных частей для горно-шахтного оборудования других производителей, в том числе зарубежных. Всё оборудование ГШО, которое производит ООО «Юргинский машзавод», сертифицировано. Кроме этого, на заводе имеются испытательные стенды для механизированных крепей, редукторов, силовой гидравлики. Постоянно проводится обновление станочного парка предприятия. Горно-шахтное оборудование проектируется в соответствии с передовыми конструкторскими разработками и изготавливается по современным технологиям под конкретные горно-геологические условия угольных шахт».

В 2 раза увеличило в текущем году производство и ОАО «Анжерский машиностроительный завод». Заместитель генерального директора ОАО «Анжеромаш» Виктор Ившин объясняет, что успеха удалось достичь благодаря удачно заключенным контрактам в конце 2014 – начале 2015 годов. Но, до лучших времен ещё далеко. «Для нас лучшими были 2010, 2011 и 2012 годы, – говорит он. – Самым сложным был прошлый год. Сейчас мы рассчитываем на милость наших покупателей, но в целом по итогам года ожидаем, что коэффициент увеличения производства (в два раза) останется на сегодняшнем уровне».

Говоря о причинах, сдерживающих восстановление производства на уровне «лучших времен» Виктор Ившин отмечает несколько моментов. «Первый связан с тем, что курс валют меняется последние полгода. Конкурируя с иностранными фирмами, мы порой не успеваем оценить, сколько стоит импортная продукция и сколько наша. Пока тендер объявят, приходится несколько раз под этот курс подстраиваться. Второй момент, многие иностранные фирмы предлагают отсрочку платежа, а мы не можем этого сделать, так как наши кредиты удорожают машину настолько, что она становится неплатежеспособной. Третье, наши покупатели испытывают трудности, не могут взять кредиты. Отсюда сокращаются объёмы закупок».

«Анжеромаш» лидер по производству забойных конвейеров. По данным Виктора Ившина, оборудование завода по ресурсу рештачного става находится на уровне таких известных зарубежных производителей, как Joy Global и DBT, а некоторых иностранных производителей, например польских, даже превосходит. Так как конвейеры в лаве сейчас работают дольше, их требуется меньше, поэтому на заводе сейчас развивают забойный транспортный комплекс, который включает в себя забойный скребковый конвейер, перегружатель, дробилку и станцию перегрузки горной массы на магистральный ленточный конвейер.

«Наша главная цель иметь редукторы не только для забойного оборудования, но и для ленточных конвейеров, то есть производить всю линейку, которая используется в угольной промышленности», – поясняет Виктор Ившин.

В отличие от многих современных отечественных предприятий, которые в производстве ленточных конвейеров используют импортные редукторы, Анжеромаш производит собственные. В его редукторах есть импортные комплектующие, но, как утверждает представитель завода, они составляют от стоимости оборудования примерно треть, что сказывается на удорожании цены при скачке курса валют примерно на 15-20%.

Кроме того, руководство предприятия давно научилось кооперироваться с другими отечественными, в том числе кузбасскими, производителями горно-шахтного и транспортного оборудования.

«Нет смысла обращаться к иностранным партнёрам, если что-то могут решить на других заводах Кемеровской области, – считает Виктор Ившин. – У кузбасских предприятий есть определённые технологии и оборудование, которое позволяет нам кооперироваться и тем самым нести небольшие капитальные затраты. Например, на нашем заводе пока нет мощных вальцов, чтобы прокатать барабан  из листа сороковки. Мы заказали его в Кемерове на КВСК. При этом закупка такого барабана за рубежом обошлась бы нам в миллионы рублей, а мы прокатили «бочку» за 40 тысяч рублей».

Тем не менее, из-за вопросов к соотношению цена-качество угольщики по-прежнему не проявляют особый энтузиазм к покупкам оборудования у отечественного производителя. В то же время угольщики, когда их не устраивает сотрудничество с местными заводами, качество выпускаемой ими продукции и предоставляемого обслуживания, пытаются создавать собственное машиностроительное производство в рамках собственных холдингов. Ничего нового в этом нет – собственно так и начиналось кузбасское горное машиностроение, при угольных предприятиях. Так родился, к примеру, «Анжеромаш» ещё в 1907 году.
 
Евгений Ютяев, гендиректор «СУЭК-Кузбасс»
По данным Евгения Ютяева, в машиностроительный завод «Сиб-Дамель» в Ленинске-Кузнецком за последние два года инвестировано около 500 млн рублей
В последние годы активно развивает собственное машиностроение ОАО «СУЭК-Кузбасс» на базе собственных производственных единиц. По данным гендиректора «СУЭК-Кузбасс» Евгения Ютяева, в машиностроительный завод «Сиб-Дамель» в Ленинске-Кузнецком за последние два года инвестировано около 500 млн рублей. «И сегодня мы свободно производим конкурентоспособное, отвечающее всем требованиям современной угледобычи оборудование, – говорит он. – Это ставы ленточных конвейеров, ролики, которые имеют ресурс аналогичный итальянскому, английскому, американскому, австралийскому. Недавно освоили производство блочно-модульной калориферной вентиляционной установки 3ВЦ-15АРМ ЭКО 2200. Она предназначена для подачи в подземные горные выработки воздуха с заданными параметрами. Это уникальный для отечественной угольной отрасли проект. Совместно с технической дирекцией компании «СУЭК-Кузбасс» придумана и разработана технология, изготовлены все металлические конструкции воздуховодов с тепло- и шумоизоляцией, помещения для установки электрокалориферов. Первая установка стационарного типа с модульными элементами уже успешно эксплуатируются на нашей шахте имени А.Д. Рубана. Ещё одна установка изготовлена для  шахты «Талдинская-Западная 2». На очереди производство установок для шахт имени А.Д. Рубана, имени 7 Ноября и «Полысаевская». В каждом случае учитываются горно-геологические условия залегания пласта, параметры лавы и протяженности выработок. Ещё один пример – это производство взрывозащищенных двигателей. Совместно с киселевским ОАО «ОМТ» и польской компанией Damel наше сервисное отделение планирует совместное производство взрывозащищенных двигателей в Ленинске-Кузнецком. Согласно протоколу, подписанному всеми участниками проекта, на первом этапе будет налажен выпуск корпусов и сборка продукции. А до 2018 года планируется организовать производство полного цикла».

В итоге, ООО «Сиб-Дамель» сегодня полностью закрывает потребности угольной компании в производстве крепежных материалов. И теперь перед предприятием поставлена задача – со 2 квартала текущего года закрывать потребности всей компании СУЭК. Кроме того, на предприятии начали изготавливать ленточный конвейер. Планируется в ближайшие два года вывести производство на такой уровень, чтобы и по этой позиции закрывать потребности компании самостоятельно.
«СУЭК-Кузбасс» в ближайшей перспективе рассматривает и возможность организации производства дизелевозов. Сначала в компании освоили  ремонт импортных  машин. С 2012 года на базе сервисного предприятия  «Спецналадка»  работает участок  по капитальному  ремонту дизельных локомотивов «Феррит», «Беккер», «Шарф», «Бевекс». В 2014 году  было отремонтировано 18 дизелевозов  для шахт компании. Раньше эти работы выполняли производители оборудования. Предприятие также изготавливает все элементы подвесного монорельсового пути, по которому передвигаются  дизельные локомотивы, и контейнеры  для перевозки грузов. «Всё это стало возможным благодаря  тому, что в компании   реализуется  долгосрочная инвестиционная программа, направленная на развитие собственной базы  производства», – отмечает Евгений Ютяев.  

Сергей Боковиков, директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс»
Сергей Боковиков: «Радует, что сами машиностроители начали проявлять инициативу, предлагать свои услуги, стремятся расширить ассортимент предлагаемой продукции»
«На сегодняшний день в Кемеровской области и за её пределами работает много машиностроительных и сервисных предприятий, которые производят ГШО, – говорит директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков. – Но, чтобы быть рентабельными, они должны быть обеспечены заказами. Потому сводный заказ от всех угольщиков региона послужит стимулом к снижению себестоимости производства единицы продукции (запчастей, узлов, расходных материалов и т.д.). Значит, и угольщики в нынешних непростых условиях смогут снизить расходы. На те модели техники, которые эксплуатируется уже длительное время, отечественные предприятия могут изготавливать практически все расходные материалы. Буровые коронки, зубья ковшей, сита для обогатительных фабрик – такие позиции осваиваются довольно оперативно. Радует, что сами машиностроители начали проявлять инициативу, предлагать свои услуги, стремятся расширить ассортимент предлагаемой продукции. Экскаваторы российского производства, в частности, мехлопаты с ковшами большой ёмкости, вполне конкурентоспособны. В целом отечественные производители такого рода техники значительно расширили линейку, внедрили в производство новые модели. Сегодня «наши» экскаваторы с объёмом ковша от 18 кубометров практически ничем не уступают импортным аналогам».

«Южный Кузбасс» сотрудничает с целым рядом отечественных поставщиков аналогов запасных частей и расходных материалов к оборудованию зарубежного производства. При их выборе учитывается множество факторов: ресурс работы узла, затраты, например, на метр бурения или кубический метр переработанной горной массы. Безусловно, главный критерий выбора – соотношение цены и качества. «Эксперименты с установкой непроверенных аналогов запасных частей могут привести к дополнительным неплановым простоям, потере производительности, – продолжает Сергей Боковиков. – Если установлена ненадёжная деталь, может пострадать важный оригинальный узел оборудования. Канаты для ремонта импортных карьерных экскаваторов мы закупаем у Белорецкого металлургического комбината, также входящего в группу «Мечел». Недавно на БМК разработали новый вид стальных канатов с полимерным покрытием, которые отличаются повышенной износостойкостью. Такие канаты не имеют российских аналогов, так как защитное полимерное покрытие нанесено не только на сердечник (или ось) каната, но и на канат в целом. Это защищает изделие от внутреннего истирания и от абразивного воздействия частиц породы и обеспечивает более длительную эксплуатацию довольно дорогостоящих деталей экскаватора».
 
Формирование технической политики
 
Сергей Никитенко, директор АМК
Сергей Никитенко: «Мы взяли главное – формирование технической политики, основ будущего ГШО… по сути – это подготовка стандартов к продукции, которая выпускается нашими заводами и к продукции импортной, которая закупается нашими добывающими компаниями»
В этом году произошла существенная перемена и в сфере технических стандартов в сфере горного машиностроения. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) 24 марта 2015 года выпустило приказ «О реорганизации технического комитета по стандартизации ТК 269 «Горное дело», которым ведение секретариата ТК 269 было передано от Московского государственного горного университета (МГГУ) Некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» (НО «АМК»). Таким образом, АМК будет представлять Национальный орган по стандартизации РФ на международном Техническом комитете ISO/TC 82 «Горное дело». Как отметил в своем интервью «Аванту» директор АМК Сергей Никитенко, «мы взяли главное – формирование технической политики, основ будущего ГШО: комбайнов, конвейеров, горного инструмента, оборудования по дегазации, и т.п. По сути – это подготовка стандартов к продукции, которая выпускается нашими заводами и к продукции импортной, которая закупается нашими добывающими компаниями. Эксперты в техническом комитете со всей России – это ведущие эксперты в области разработки ГШО. Мы формируем техническую политику создаваемых образцов оборудования, материалов в этой области. И считаем работу такого комитета именно в Кузбассе оправданной, так как именно у нас в основном добывается весь российский уголь» (подробнее в материале Сергей Никитенко: «В Кузбассе выстраивается система работы на рынке ГШО»/ Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ №2 за 2015 год).

На заседании Технического комитета 269, проходившего в рамках выставки-ярмарки «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке, председатель ТК, генеральный директор АО «НЦ ВостНИИ» Владимир Баскаков пояснил, что ТК является общественным объединением заинтересованных организаций, представителей органов исполнительной власти, экспертов и создается на добровольной основе в целях организации проведения работ по стандартизации в области горно-шахтного оборудования. Причём имеется в виду не только угольная отрасль, а горное дело в целом. Дополнительные задачи: проведение экспертиз технических регламентов, сотрудничество с организациями – пользователями стандартов, в первую очередь с бизнесом. По словам Владимира Баскакова, отсутствие системной стандартизации сегодня является одним из препятствий развития отрасли. «За нами закреплены определённые сферы деятельности, – говорит он. – По ним надо будет утвердить персональный состав, создать комитеты и назначить руководителей подкомитетов… Часть подкомитетов оставили на АМК, но пока это открытый вопрос. Впоследствии их будут возглавлять НИИ, вузы, либо представители бизнес сообщества».

Владимир Баскаков, генеральный директор АО «НЦ ВостНИИ»
По словам Владимира Баскакова, отсутствие системной стандартизации сегодня является одним из препятствий развития отрасли
Структура Технического комитета пока номинальная. В него входят председатель, зампредседателя, секретариат и семь подкомитетов: оборудование горно-шахтное для очистных работ; оборудование для вскрышных работ и добычи угольных разрезов; оборудование горнопроходческое; оборудование шахтного транспорта; оборудование для вентиляции, дегазации, утилизации шахтного метана; сертификация продукции горного машиностроения; многофункциональная система безопасности.

Уже сформирован предварительный бюджет, который будет финансироваться на принципах государственно частного партнёрства. «Если раскручивать комитет полностью, то бюджет должен составлять примерно 4 млн рублей в год, – утверждает Владимир Баскаков. – Пока мы рассчитываем, что должны уложиться в 1,5-1,8 млн рублей. Мы абсолютно будем открыты». По данным заместителя руководителя Росстандарта Александра Зажигалкина, в России сегодня ежегодно утверждается более 2 тысяч стандартов. Порядка 70% стандартов разрабатывается за счёт средств государства, но тенденция роста участия бизнеса в этой деятельности весьма существенная.

На протяжении нескольких лет между машиностроителями и угольными компаниями Кузбасса никак не складывался конструктивный диалог по поводу приобретения угольными компаниями оборудования кузбасских заводов. Но в последнее время дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Как отмечает зам губернатора Екатерина Кутылкина, при администрации Кемеровской области сформирована рабочая группа для подготовки сводного заказа на производство ГШО в Кузбассе. Заседания группы проходят ежемесячно под руководством заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству.

Предварительные итоги работы межведомственной рабочей группы были подведены на последней выставке-ярмарке «Уголь России и майнинг», прошедшей в Новокузнецке в июне этого года. По словам Екатерины Кутылкиной, результатом её деятельности стало то, что сегодня машиностроительные предприятия, имея информацию о потребностях угольных компаний в горно-шахтном оборудовании на ближайшую перспективу (в виде Реестра потребности угольных компаний до 2018 года), могут планировать своё производство, финансово-экономическую деятельность, появилась возможность смотреть в будущее.

 

 


Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко