-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 31.05.2018

Горное машиностроение Кузбасса в поисках заказчиков

Горное машиностроение Кузбасса давно считается традиционной отраслью для региона. Такой же как добыча угля и золота, металлургия и сельское хозяйство. Уже само название первого города региона и произошедшее от него наименование угольного бассейна выведены из занятий коренных жителей кузнечным делом. Его с одинаковым успехом можно отнести в современной классификации как к металлургии и изготовлению металлоизделий, так и к производству инструмента, одной из разновидностей машиностроения. Мало кто вспоминает сегодня, что первое машиностроительное производство паровых машин мощностью до 100 лошадиных сил, а также сверлильных, токарных и других станков – появилось на территории современного Кузбасса еще в 1860 году. Тогда выпуском указанной продукции занялась механическая фабрика Гурьевского завода. Уже работавшего к тому времени более 40 лет. Но традиция не сложилась, к сожалению, и уже позднее современное машиностроение Кузбасса стало складываться как отрасль по обслуживанию угольщиков. И по большому счету такой и осталась.
 
Трудности и преодоление

С окончанием периода перехода к рыночным отношениям в начало 2000-х годов кузбасское машиностроение вошло с неплохими результатами. И также прошло начало нового века, вплоть до кризиса 2008-2009гг. За небольшими исключениями предприятия, оставшиеся в наследство от прежней эпохи, приспособились к рыночным условиям, сохранили производственные фонды, трудовые коллективы (в своей основе, конечно, далеко не в той численности, что раньше), заказчиков. Основная часть последних были как раз угольные предприятия Кузбасса.

Примечательно, что машиностроители региона практически избежали таких крупных и скандальных банкротств, как, к примеру, громкие дела о несостоятельности Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов (крупнейших по выпуску продукции предприятий региона), кемеровских «Азота», «Химволокна, анилино-красочного завода и «Химпрома». Избежали машиностроители борьбы за собственность, так называемых переделов, громких закрытий, сопровождавшихся социальными взрывами. Почти вся лёгкая промышленность, значительная часть пищепрома разорились, тогда, как крупные старые заводы горно-шахтного машиностроения продолжали работать. Хотя, следует признать, адаптацию к новым условиям многие из них проходили с большим трудом. И работники Юргинского машиностроительного завода были одними из активных участников пикетов на рельсах летом 1998 года.

Отрасль, конечно, тоже несла свои потери. Через банкротства прошли кемеровские «КЭМЗ» и «Зэта», киселёвский «Гормаш», Юргинский машиностроительный завод, тогда как госпредприятие, и некоторые другие. Но им удалось сохранить производство. Хотя пришлось кому-то избавляться от цехов и помещений, которые затем оказались перестроены под коммерческие объекты, торговые центры, склады и офисы.

Однако затем последовал двойной удар – кризис 2008-2009гг. и кризис угольной отрасли 2013-2016гг. В том и в другом случаях угольщики, отвечая на падение спроса и своих доходов, сокращали инвестиционные затраты и, соответственно, заказы на новое оборудование. Такое падение спроса смогли преодолеть не все кузбасские машиностроители, ведь на другие рынки они особо никогда не ориентировались. Сегодня можно заметить, что с рынка ушли после банкротства, прекратив производственную деятельность, киселёвский «Машиностроительный завод им. Черных», топкинский «Тензоприбор», «Кемеровский авторемонтный завод-1» (несмотря на транспортное название, он специализировался на обслуживание угольщиков). Даже в рублёвом измерении выпуск продукции кузбасского машиностроения в последние 6 лет не отличался стабильностью, спады чередовались с подъёмами едва ли ни через год (см. диаграмму). И в итоге, даже в рублёвом выражении отрасль ничего не прибавила.
 
Евгений Хлебунов
По оценке заместителя губернатора по ТЭК и экологии Евгения Хлебунова, инвестиции угольщиков в 2018 году вырастут всего до 65 млрд рублей против 63 млрд в 2017 году
Мощности и инвестиции

Сегодняшний рост в угольной отрасли сопровождается не только физическим ростом добычи, но и значительным, даже рекордным увеличением выручки и прибылей угольных компаний, улучшением их финансового положения. Вплоть до полного расчёта с кредиторами (как это сделала ПАО «Распадская» за прошлый год). Однако, как ни парадоксально, этот рост в углепроме не сопровождается такой же прибавкой в инвестиционной активности. Что вполне объяснимо и логично. По данным врио губернатора  Кемеровской области Сергея Цивилёва, угольным предприятия региона на сегодняшний день выдано 279 лицензий на недра, которые позволяют добывать более 300 млн тонн угля в год. Тогда как в 2017 году добыча в Кузбассе составила около 241 млн тонн, так что запас мощностей в 20% ещё есть. Поэтому угольщикам совсем необязательно прибегать к обязательному масштабному обновлению производственных фондов с соответствующими тратами на покупку нового оборудования и машин.

Кроме того, размер добычи определяется не только угольными мощностями и вложениями в них. Многое зависит от вывоза угля, ведь на 60% сегодня он уходит на экспорт. Причём вывоза не только по магистральным железным дорогам системы АО «РЖД», но и до станций этой системы. Далеко не все месторождения и уже выданные на них лицензии располагают возможностями такого вывоза. Часто его требуется строить заново, ещё чаще вывозить дорогим и экологически вредным автотранспортом. К тому же, лицензий действительно выдано много, но распределены они неравномерно. Есть компании, которым срочно или скоро потребуются новые запасы, а есть те, что сидит на участках уже десятилетиями без какого-либо их освоения.

Так или иначе, в этом году, как оценивал эти перспективы в феврале 2018 года заместитель губернатора по ТЭК и экологии Евгений Хлебунов, инвестиции угольщиков вырастут всего до 65 млрд рублей против 63 млрд в 2017 году. Прирост всего 3% при росте прибылей угольных компаний в десятки и сотни процентов за прошлый год. У той же «Распадской» чистая прибыль выросла на 72% и составила 319 млн долларов (по международной отчётности).

Обновление без спешки

У самих машиностроителей разные версии того, почему угольщики не спешат обновлять фонды и заказывать новое оборудование. Традиционно обращают внимание на предпочтения иностранным поставщикам, или на стремление пока не тратить значительные средства на новые закупки. Генеральный директор киселёвского ООО «Объединенные машиностроительные технологии» Владимир Добрыдин отмечает, что в этом году угольщики активизировались главным образом в ремонтах оборудования. При этом нередко привозят на ремонт «редкостное барахло», практически металлолом. А вот новых заказов на комплексное обновление, «настоящих масштабных сделок» в этом году фактически нет. В основном, идёт выполнение договоров, что были заключены в прошлом году. По его данным, только две компании в регионе в полном соответствие с принятыми регламентами проводят комплексное обновление производственных фондов, а большинство угольщиков говорят о необходимости больше тратить средств на погашение ранее накопленных долгов.

Владимир Добрыдин
Генеральный директор киселёвского ООО «Объединенные машиностроительные технологии» Владимир Добрыдин отмечает, что в этом году угольщики активизировались главным образом в ремонтах оборудования
Коммерческий директор новокузнецкого ООО «Завод модульных дегазационных установок» Лидия Комарова признаёт, что заказов у предприятия в этом году действительно стало больше, чем в прошлом. Однако, по её оценке, это связано не с улучшением финансового положения угольщиков и расширением их инвестиционной активности, а с необходимостью выполнения нормативов по безопасности и, соответственно, с проведением предварительной дегазации. Поэтому компании заказывают установки и несколько больше, чем в прошлом году. В то же время никто не хочет рассчитываться предоплатой, все хотят рассрочки и побольше. Угольщики даже сетуют, что денег у них больше не стало, даже наоборот.

ООО «Юргинский машзавод» в начале года представил очистной узкозахватный комбайн К750Ю. Это – инвестиционный проект, реализованный в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Очистной комбайн прошёл цикл испытаний в сварочно-механо-сборочном цехе завода. По данным разработчиков, новое оборудование не имеет аналогов в России. Генеральный директор Юрмаша Анатолий Лазарев заверил, что разработанный комбайн «надёжная техника», «конкурентоспособная на рынке».

Подготовка новой продукции, безусловно, большой шаг вперед, однако, в целом с начала года крупнейший машиностроительный завод не может похвалиться большим числом заказов со стороны кузбасских угольщиков. В марте Юрмаш выполнил капитальный ремонт проходческого комбайна КСП-33 для шахты «Алексиевская», заменив электро- и гидросистемы и обновив внешний вид горной машины. А в апреле завод закончил выполнение трёхмесячного заказа шахты «Полосухинская» по изготовлению новых перегружатель с механизмом передвижки, дробилки и кабелеукладчика. Примечательно, что оба эти крупных заказа Юрмаш получил от своих традиционных партнёров, которые уже много лет сотрудничают с ним.

Однако, в целом, как признает генеральный директор ООО «Юргинский машзавод» Анатолий Лазарев, к большому сожалению, Юрмаш «на данном этапе не может похвастаться возросшими объёмами заказов, хотя готов и может делать гораздо больше, чем делаем сейчас». По его мнению, кузбасские угольные компании «предпочитают работать с иностранными поставщиками», в том числе, и в связи «с тем непростым положением, в котором предприятие оказалось несколько лет назад, и растеряло большинство своих заказчиков, утратив где-то доверие угольщиков». Теперь, чтобы вернуться на прежний уровень, необходимо и время, и «колоссальные усилия».

Анатолий Лазарев отмечает, что завод с возникшими трудностями справляется, кризис преодолевает, предприятие смогло сохранить производственные мощности, кадровый потенциал, теперь работает над финансовым оздоровлением, предпринимает меры по обеспечению качества продукции. Он напоминает, что при поддержке Минпромторга Юрмашу удалось реализовать два инновационных проекта – наряду с разработкой проходческого комбайна К750Ю создать также механизированную крепь для отработки тонких угольных пластов. Юргинский машзавод по-прежнему остаётся уникальным предприятием, способным производить полный спектр горно-шахтного оборудования, обеспечивать его сервис и конкурировать с любым зарубежным поставщиком. «Мы очень надеемся на то, что в ближайшее время ситуация в корне изменится и наши угледобывающие компании обратят более пристальное внимание на отечественного производителя горно-шахтного оборудования»,  – рассчитывает Анатолий Лазарев.
 
Вместе с угольным ростом

И в самых сложных обстоятельствах случаются разные истории. В областном департаменте промышленности отмечают, что, несмотря на спады-подъёмы, стабильно работает старейшее предприятие горного машиностроения Кузбасса – ОАО «Анжерский машиностроительный завод». Завод постоянно приобретает новое оборудование и станки, имеет стабильный портфель заказов. Согласно отчётности «Анжеромаша», в 2017 году его выручка выросла на 69,5% и составила 1,66 млрд рублей. Завод получил 332 млн рублей чистой прибыли (405 млн в 2016 году). По итогам первого квартала 2018 года «Анжеромаш» отработал, не имея даже никакой кредиторской задолженности, кроме текущих обязательств. В отчёте за первый квартал не отмечено ни одного банковского займа.

Но и такое предприятие признает наличие таких рисков как «ухудшение ситуации в отрасли производства ГШО в связи с жёсткой конкуренцией между отечественными производителями и зарубежными поставщиками данного оборудования», в частности, в связи с угрозой «снижением цен на продукцию, поставляемую зарубежными поставщиками и предоставлением им существенных таможенных льгот».

В 2015 году отметило вековой юбилей своей работы ленинск-кузнецкое ООО «Сиб-Дамель» (производственная единица АО «СУЭК-Кузбасс»), в своё время созданное как центральные электромеханические мастерские кольчугинского рудника. За последние пять лет это предприятие заметно продвинулось и в технологическом, и в производственном, и в финансовом плане, став полноценным заводом по выпуску различного ГШО. Только за последние три года на нём было создано 226 новых рабочих мест, что почти удвоило численность персонала. Сейчас на «Сиб-Дамеле» работает почти 500 сотрудников. Как и на некоторых других заводах, подготовку кадров предприятие ведёт само, в частности, по таким дефицитным профессиям, как электромонтер по ремонту обмоток и изоляции, оператор станков с программным управлением, шлифовщик.

Существенно расширилась производственная деятельность ООО «Сиб-Дамель». К традиционному для него ремонту электротехники, прибавились новые производства, причём на собственной базе и по собственным техническим разработкам. Что даёт возможность выпускать в большинстве своём уникальную продукцию. Всё это стало возможным благодаря глубокой модернизации производства, оснащения его современными станками и оборудованием. В результате, сегодня основные виды продукции выпускаются на «Сиб-Дамеле» на оборудовании, специально разработанном под технологии предприятия. Это  – фрезерно-обточные станки, автоматизированные линии, установка многоточечной сварки, специализированное кузнечно-прессовое оборудование.

Сегодня завод делает также ставку на станки с числовым программным управлением (ЧПУ) и технологические установки под управлением цифровых контроллеров. Такое оборудование  информационно связано с инженерными службами предприятия, встроено в цепочку обмена информацией, который идет от конструкторов к технологам и далее уже к станочникам, работающим на современных станках с ЧПУ. Чтобы уже воплотиться в готовую деталь.

В ближайшее время «Сиб-Дамель» планирует добавить в список используемого оборудования универсальные токарно-фрезерные обрабатывающие центры с ЧПУ. В том числе  – крупногабаритный фрезерно-расточной станок с ЧПУ для обработки и контроля сложных корпусных изделий, высокопроизводительное оборудование плазменной резки; испытательные и сборочно-разборочные стенды, оснащенные современными системами контроля и мониторинга. 

В результате, из ремонтного предприятия «Сиб-Дамель» превратился в полноценное машиностроительное производство, освоив выпуск ленточных конвейеров различной шириной ленты и роликов для них, трансформаторных подстанций, взрывозащищенных электродвигателей, магнитных станций, рукавов высокого давления и другой продукции. В этом году предприятие разработало и выпустило осланцеватель типа ОГ-1 «Буран» для нанесения инертной негорючей пыли на поверхности горных выработок. А текущие инвестиционные планы «Сиб-Дамеля» предусматривают реализацию проектов по обустройству двух больших цехов  – по ремонту металлоконструкций механизированной крепи и по ремонту силовой гидравлики.

Подобная активность в обновлении и новых проектах невозможны без активной инвестиционной политики предприятия: за 5 лет капитальные вложения в развитие «Сиб-Дамеля» выросли с 39 млн до 185 млн рублей, и составили за 5 лет 426 млн рублей. В итоге, почти в 5 раз выросла и выручка завода  с 659 млн рублей до 2,92 млрд. «Сиб-Дамель» намерен и дальше расти, придерживаясь курса на производство собственного ГШО и импортозамещение.

Примеры, «Анжеромаша» и «Сиб-Дамель» сильно различаются. В первом случае предприятие, основанное в 1907 году, заслуженное и с устоявшимися традициями, сумело выдержать давление сложных обстоятельств, сам переход к рыночным отношениям, сохранило ранее сделанные наработки, их конкурентоспособность и долю на рынке. Во втором случае ремонтное производство при крупной угольной компании, получив не такие уж большие по меркам угольной отрасли (на такие вложения и пол-разреза не построить) вложения, не только сохранилось, удержав своих заказчиков. В результате, модернизации предприятие смогло наладить выпуск новой продукции, резко нарастить объёмы производства.

Даже если принять во внимание, что поставки продукции и услуги «Сиб-Дамель» направляет в основном на нужды «материнской» компании в выигрыше оказываются оба. Угольная компания получает гарантированные и оперативные поставки запчастей и оборудования, и услуги, располагая дополнительные рычагами воздействия на такого контрагента. Машиностроительное предприятие сохраняет и развивает компетенции по выпуску и обслуживанию сложной технической продукции, не считая сохранение/создание рабочих мест, налоги и другие плюсы от работающего завода. Вряд ли будет преувеличением сказать, что эти пути, эти подходы в развитии могут и должны применяться и в других сегментах машиностроения Кузбасса.
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко