-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 20.08.2019

Дмитрий Исламов: «Мы должны быть готовы к негативному развитию событий на угольном рынке»

Дмитрий Исламов«Авант-ПАРТНЕР» спросил у депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по энергетике Дмитрия ИСЛАМОВА о том, какие меры принимаются для поддержки угольной отрасли в нынешний кризисный период.
 
– Дмитрий Викторович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в углепроме России и Кузбасса в свете последних изменений рыночной ситуации, падения цен и снижения инвестиционной активности угольщиков? По Вашему мнению это очередное колебание рыночной конъюнктуры или начало долгосрочного тренда снижения спроса на уголь и другие виды ископаемого топлива?
 
– Ситуация довольно сложная. Цены особенно в западном направлении упали до уровня 2016 года, то есть до самого низкого уровня за последние годы. При этом угольщики столкнулись с ростом транспортных затрат, стоимости топлива, а, значит, с увеличением себестоимости. Все это, естественно, приводит к убыточности поставок угля. Возить в западном направлении сегодня просто убыточно.

Такое положение продолжается с конца прошлого года. И уже привело к тому, что на некоторых угольных предприятиях люди находятся в вынужденных отпусках и решается вопрос о приостановке добычи. Конечно, сокращаются инвестиционные программы в части приобретения оборудования, техники. А сокращение инвестиций угольщиков по цепочке ощущают на себе отрасли машиностроения и металлообработки, строительства. И, безусловно, для нас самое  главное – это занятость и зарплата шахтеров, а также наполнение бюджетов. Не будет прибыли у компаний – снизится объем налогов.

Если говорить о том, насколько серьезные эти ценовые колебания, то надо учитывать, конъюнктура связана с разными факторами, например, сезонностью. Цены могут подняться в период отопительного сезона. Все будет зависеть от того, какая будет зима. Но небольшое облегчение будет.

Но в целом, на мой взгляд, то, что сегодня происходит, – это долгосрочный тренд. После 2016 года три года цены росли. Сейчас понижение. С чем это связано? Мировой рынок угля сегодня избыточен по предложению. И конкуренция обостряется. Мы конкурируем с Австралией, Колумбией и другими странами. При этом трудности сейчас испытывают производители угля во всем мире.
 
– Какие проблемы отрасли, на Ваш взгляд, требуют своего решения для её стабильного развития? Какие для этого готовятся решения законодательной и исполнительной власти России? Что они помогут улучшить в работе отрасли?
 
– Для того, чтобы поддержать угольщиков, на мой взгляд, необходимо влиять на  транспортную составляющую, которая достигает более 50% в стоимости топлива. За последнее время выросли и тарифы, и аренда вагонов. В апреле в западном направлении эти затраты достигали порядка 70%.

Что делать в этой ситуации? Вы знаете, что губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев возглавил рабочую группу Госсовета по энергетике. 22 апреля прошло заседание, на котором рассматривались срочные меры по поддержке угольной отрасли. В первую очередь, говорили о снижении транспортных затрат. Кроме того, губернатор договорился с РЖД о проведении на постоянной основе совместных совещаний для выработки мер по поддержки перевозок угля. Железнодорожники пошли навстречу угольщикам, потому что 40% всех грузов это уголь. Это самый массовый груз в России. И в последние месяцы мы видим, что в некоторых направлениях снижаются объемы. Одно совещание с железнодорожниками, вагонными операторами и угольщиками уже прошло 13 июня в Кузбассе. Следующее будет в сентябре, а потом – в декабре. Специально для выработки оперативных мер.

Есть уже первые решения. С июля установлена скидка на перевозку угля в южном направлении. Скидка сейчас предоставлена на 61 день. Мы просим дать скидку еще и на северо-западное направление. Такая мера не выведет компании в прибыль, но хотя бы компенсирует часть убытков.

Кроме того, вагонные операторы снижают цену на аренду. По моим оценкам, стоимость снизилась уже не менее чем на 5-10%. Компаниям хотелось бы больше, но процесс пошёл, это главное.

Второе решение – увеличивать погрузку на восток. В прошлом году в этом направлении Кузбасс отгрузил почти 54 млн тонн угля. Это на 13 млн тонн больше, чем в 2014 году. По показателям текущего года отгрузка на восток пока не превышает прошлогодних значений, но РЖД обещает до конца года нарастить объемы.

В этой связи очень важная тема – расширение пропускных способностей. Согласно принятой программе планируется комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет, западного и восточного участков БАМа и Транссиба. Это строительство и реконструкция путей, станций, разъездов, строительство тоннелей, развитие локомотивного хозяйства. Огромный перечень мероприятий. Очень важно, чтобы планы РЖД координировались с планами наших угольных компаний. В ноябре запланировано заседание рабочей группы Госсовета по энергетике на предмет расширения пропускных способностей от Кузбасса до Восточного полигона. Рассмотрим, какие проблемы здесь существуют, и как их решать.

Мы должны быть готовы к негативному развитию событий. И такая совместная работа очень важна.
 
– Нет ли у Вас опасения, что ставка на углепром в экономике и развитии Кузбасса уже чрезмерна и рискована? Слишком велика монозависимость региона, которая к тому же только растет? Должна ли быть страховка на случай снижения цен и бюджетных доходов региона? Какая?
 
– Ставка только на одну отрасль всегда рискована. В регионе должны развиваться и развиваются металлургия, машиностроение, химия, другие отрасли экономики. Что касается угольной отрасли, нам надо стараться, чтобы инвестиции угольных компаний оставались в регионе. Надо локализовывать производство машин и оборудования в Кузбассе. Развивается проект с компанией Либхерр, есть планы по БелАЗам. Локализация производства – это компетенции, технологии.

Второй аспект проблемы – реализация программ по развитию моногородов. Официальная госпрограмма по развитию моногородов завершена. Сейчас принято решение о разработке новой государственной программы. Впервые эту программу представят Минэкономразвития России и Фонд развития моногородов в Кузбассе во второй половине августа перед Днем шахтера. Наша задача – сделать все возможное, чтобы эту программу приняли, и чтобы в следующем году она заработала. Это означает, что все меры, которые были (создание инфраструктуры, займы под 5 и 0% годовых, программы развития ТОСЭР), сохранятся. Разработаны и новые меры поддержки инвестиций. Одна из них – возврат налогов. Резидент строит новое предприятия, а НДС возмещается региону из федерального бюджета. Не менее важны программы по благоустройству, улучшению городской среды, участие моногородов в нацпроектах. В моногородах живут 13 млн человек. Почти 10-ая часть населения России. В Кузбассе такая доля больше. Логично, если 10% средств нацпроектов пойдут в моногорода.
 
– Прогнозы в экономике, не говоря про рынок энергоносителей, дело неблагодарное и ненадежное. Тем не менее, вопрос о них – доверяете ли Вы таким прогнозам, что в среднесрочной перспективе в 5-10 лет спрос на уголь на мировом рынке сохранится на высоком уровне?
 
– Повторю, я считаю, что нынешнее падение цен – это долгосрочный тренд. Сколько оно продлится, не могу сказать. Сегодня никто не знает, находимся ли мы в самой низкой точке падения или же негативное развитие событий продолжится. Отмечу лишь – все понимали, что ситуация роста не продлится долго. Можно было подготовиться за счет внедрения передовых технологий, отстаивания своих позиций на рынке. Тем, кто этого не сделал, сейчас сложно. А тот, кто выстраивал свою стратегию с учетом предстоящего кризиса, будет продолжать развиваться, удерживая свои позиции. В ближайшие 5-10 лет спрос на уголь на мировом рынке сохранится и при сокращении доли угля в общем объёме потребления энергоносителей, в абсолютных значениях будет расти.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко