-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 20.08.2019

Угольные горки цен и сбыта

В первой половине нынешнего года развитие углепрома Кузбасса столкнулось с традиционной для сырьевой отрасли проблемой – конъюнктурным рыночным спадом. Он произошёл на европейском рынке, но падение цен на нём вызвало и некоторое снижение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для угольщиков Кузбасса такой поворот стал с одной стороны неожиданным, расчёт был всё же на более длительный период высоких цен на уголь, с другой – вполне себе привычным, подобное снижение отрасль переживала недавно – в 2013-2016гг. Однако в этом году адаптация к низким ценам осложнилась ростом внешних издержек – на железнодорожную перевозку угля (аренду вагонов и оплату ОАО «РЖД»). К тому же падение цен на европейском рынке оказалось очень быстрым и глубоким, до минимумов 2016 года. И угольщики запросили поддержку – у властей и смежников. Она пришла, но пока неясно, насколько окажется эффективной.
 
Для обсуждения проблем угольщиков и возможности оказания им помощи 13 июня в Кемерове было проведено представительное совещание по проблемам железнодорожной транспортировки угля с участием руководителей ОАО «РЖД», угольных и транспортных компаний. Дискуссия на нём показала, что главная отрасль региона слишком быстро оказалась в ситуации нового и внезапного снижения цен на уголь на зарубежных рынках. В связи с этим представители угольных компаний Кузбасса заявили о вынужденном снижении расходов и приостановке инвестиционных проектов в связи с резким падением цен на уголь на мировых рынках с конца прошлого года, а также обратились к смежникам за снижением тарифов и иных платежей при экспортных поставках. Реакция железнодорожников свелась к предложению улучшить управление грузопотоками, ускорить оборот вагонов, тем самым, снизив издержки и угольщиков тоже. Весьма вероятно, к обсуждению необходимости снижения также и железнодорожных тарифов придётся вернуться – подобные совещания власти Кузбасса намерены проводить ежеквартально.

Углепром как стратегический партнёр

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в начале совещания напомнил, что угольщики и железнодорожники работают в одной связке и взаимно зависят друг от друга. Поэтому проводится такое совещание по совместному решению проблем перевозки угля по железной дороге. По его словам, «Кузбасс является стратегическим партнёром «Российских железных дорог», поскольку добывает 60% всего угля в Российской Федерации, обеспечивает 75% угольного экспорта, производит 85% рельс для железных дорог, 100% весов и систем обслуживания весов, используемых на железных дорогах, производится в Кузбассе». Кроме того, угольная отрасль обеспечивает почти 45% всей погрузки на «РЖД», обеспечивая таким образом, загрузку железнодорожной системы России.

По словам Сергея Цивилева, следует проговаривать все риски, проблемы и вырабатывать совместные решения, ведь всё наше будущее – в партнёрстве». Он заявил, что у кузбасского угля «огромное будущее», именно поэтому один из пяти создаваемых в настоящее время в России научно-образовательный центр «НОЦ Кузбасс» будет с такой своей специализацией как «разведка, добыча, глубокая переработка твердых ископаемых, их транспортировка и энергетика».

Но обсуждение, как несложно представить, свелось к текущим проблемам настоящего, а не «огромного будущего», к неожиданным проблемам. Главными темами стали возможность снижения железнодорожных тарифов за перевозку угля и ставок операторских компаний за предоставление вагонов, улучшение качества планирования, развитие инфраструктуры железных дорог, которое бы позволило перенаправлять потоки угля в ту или иную сторону. Со стороны угольщиков едва ли ни главным стало предложение применить методики динамического ценообразования на перевозку угля в зависимости от меняющейся экономической ситуации на мировых рынках.
 
13 июня в Кемерове было проведено представительное совещание по проблемам железнодорожной транспортировки угля с участием руководителей ОАО «РЖД», угольных и транспортных компаний.
Рост вывоза на экспорт

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило сообщил участникам совещания, что компания выполняет все ранее взятые на себя обязательства по вывозу каменного угля. По его данным, за 5 месяцев текущего года погрузка угля на сети железных дорог выросла на 0,8% в сравнении с уровнем аналогичного периода прошлого года, составив около 160 млн тонн. За первое полугодие темпы роста оказались немного ниже – всего 0,4%, отражая снижение в июне на 7% к уровню июня прошлого года. Всего, погрузка угля за январь-июнь составила 186,8 млн тонн. В июле падение погрузки продолжилось, и по итогам 7 месяцев 2019 года она уже снизилась на 0,4%.

Увеличение, которое наблюдалось в первые пять месяцев, традиционно обеспечили экспортные поставки, которые выросли на 6%. Из Кузбасса угольщики отправили на экспорт 62,9 млн тонн угля, что составляет порядка 70% от общего экспорта данного груза из России. При этом перевозки угля на экспорт в Восточном направлении выросли на 3,1%, в Северо-Западном – на 11,3%. Алексей Шило напомнил, что в рамках долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» в этом году предусмотрено увеличение экспортных отправок угля на 1,5%, о чём ключевые грузоотправители были поставлены в известность в конце прошлого года. И он заверил, что намеченный прирост будет.

Сдержанные темпы роста, предусмотренные долгосрочной программой, обусловлены проведением полномасштабных ремонтных работ на путях общей протяженностью более 6,3 тыс. км. Например, в 3 квартале только на Восточном полигоне капитальными видами ремонта планируется отремонтировать 986 км пути. Это всё делается, «чтобы инфраструктура была готова к выполнению тех задач, которые поставило перед нами руководство страны по вывозу углей из Кузбасса», – сказал зам гендиректора ОАО «РЖД».  При этом, учитывая, что Дальний Восток – это наиболее востребованное направление перевозок, компания уже сейчас интенсифицирует использование существующей инфраструктуры. Ускорить вывоз кузбасского угля призвано развитие тяжеловесного движения, позволяющее увеличивать перевозки даже в условиях ограниченных провозных и пропускных способностей. За последние 6 лет средний вес грузового поезда на Западно-Сибирской железной дороге увеличен на 126 тонн, а количество тяжеловесных поездов – на 30%. Увеличивается скорость перевозок: при среднесетевой скорости доставки грузов в 2019 году 410 км в сутки, со станций Западно-Сибирской железной дороги каменный уголь следует со скоростью 527 км в сутки.

Александр Шило также признал, что перераспределение угольных потоков на экспорт привело к падения грузооборота в европейской части страны, из чего компания вывела из оборота около 400 локомотивов и подготовила планы по оптимизации численности персонала – примерно 3 тыс. человек. Однако это локальное снижение при общем росте погрузке угля он расценил как «резервы по наращиванию перевозок угля, как внутри страны, в европейскую часть России, так и в направлении портов и пограничных переходов Северо-Запада и Юга, нужно научиться вместе управлять имеющейся грузовой базой и грамотно формировать спрос на малозадействованных направлениях перевозки», – отметил Алексей Шило. По его словам, переориентация грузопотоков на недозагруженные направления позволит ещё больше увеличить скорость доставки, а значит, оптимизировать оборот вагона и сократить затраты на вагонную составляющую. Очевидно, однако, что направления отгрузки мало зависят от угольщиков, но больше от складывающейся конъюнктуры внешних рынков и наличия свободных портовых мощностей.
 
Восполнить потери

Генеральный директор АО «ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев сообщил со ссылкой на данные Минэнерго, что в этом году ожидается рост угольного экспорта из России почти на 20 млн тонн – с 190,1 млн тонн до 209,8 млн, а внутреннего потребления – на 12 млн тонн, с 169 млн до 180,7 млн тонн. Пока этот прогноз оправдывается (см. ниже). Однако угольщик отметил резкое снижение цен на европейском рынке – за последние 6 месяцев на 54%. Поставки угля в этом направлении при текущих расходах, которые он привёл, не приносит угольщикам никаких доходов, только убытки (см. схему №1). Поэтому компания несёт значительные потери, и вынуждена «практически остановить реализацию инвестиционной программы 2019 года», а также сократить заказы подрядным организациям. Таковых у «СДС-Угля – 200 партнёров, в которых занято около 10 тыс. человек.

В то же время европейский рынок угля имеет годовой объём в 865 млн тонн угля, на котором Россия занимает около 11%, 102 млн тонн поставок, и отказываться от этого рынка или снижать на нём долю нельзя. Поэтому, призвал Геннадий Алексеев, следует найти способ снизить тарифы на железнодорожные экспортные перевозки в западном направлении, применив индекс 0,872 к действующим ставкам, такое право дано АО «РЖД». Кроме того, «РЖД» следует согласовывать планы перевозок угля в объёмах, соответствующих техническим возможностям дорог. Тогда как в этом году было налицо несоответствие принимаемых (завышенных на 20-30%) планов перевозок ЦФТО с реальными провозными способностями железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Это привело к невыполнению угольщиками согласованных планов перевозок и к штрафной ответственности.

Генеральный директор ООО «Промугольсервис» (поставляет на рынок уголь новокузнецкого ООО «Ресурс») Елена Дробина сообщила, что к падению цен на европейском рынке привело снижение цен на природный газ при избыточном его предложении, политические решения об отказе от угля в пользу возобновляемых источников энергии и рост тарифов на выбросы углекислого газа. По этим причинам, а также из-за ограничений на украинский транзит и поставки, «Ресурс» сократил поставки на 200 тыс. тонн в месяц угля «премиальных марок», что даст по году непоставку 2 млн тонн, остановил углепогрузочную станцию пропускной способностью 94 вагона в сутки, 42 единицы техники, отправил в отпуск 300 человек персонала, заморозил новое строительство и развитие. На складах под угрозой возгорания скопилось 500 тыс. тонн угля.

В связи с неопределённостью ситуации с Украиной она призвала к регулирующей определённости на ближайшее будущее с поставками в эту страну и через неё: «для нас любой результат – это результат». Если же поставки будут невозможны, в чём гендиректор ООО «Промуглесбыт» была уверена, то, по её словам, нужно подобрать другие маршруты транзита угля в страны Восточной Европы, в частности, в Чехию и Румынию. Иначе эти рынки займут другие поставщики, местные потребители уже начали к ним обращаться. По её оценке, общие потери от недопоставки угля из-за ограничений, вводимых Россией в торговле с Украиной, составят 25 млн тонн угля премиальных металлургических марок и углей для пылеугольного вдувания.

В связи с этим появится избыток предложения данной продукции на внутреннем рынке. Потребление их на нём всё равно не вырастет, оно стабильно, но это приведёт к снижению цен на уголь уже внутри страны. Елена Дробина также попросила ОАО «РЖД» снизить тарифы как на грузовые перевозки, так и на порожний пробег на западном направлении, и призвала обеспечить увеличение поставок угля в восточном направлении, поскольку на рынке Восточной Азии (ценовой индекс на схеме FOB Newcastle ) цены на уголь на 20 долларов выше, чем в Европе (индекс CIF ARA): 73,8 доллара за 1 тонну против 54,1 доллара (см. схему №2).
 
Раннее снижение

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил на совещании, что от снижения цен сегодня страдают угольные компании и угольные регионы, в первую очередь Кузбасс, и остальным участникам рынка угольных поставок, таким как железнодорожники, портовые и операторские вагонные компании следует это учесть. Иначе будут «плачевные последствия – потеря международных рынков, проигрыш в конкурентной борьбе».

После совещания он сообщил журналистам, что данное совещание было по работе и планам на лето, до сентября, затем планируется проведение ещё двух подобных – в сентябре и в конце декабря для подведения итогов года. К участию в сентябрьском совещании планируется привлечь банки и лизинговые компании. Алексей Шило для снижения затрат угольщиков предложил оптимизацию стоимости доставки за счёт сокращения оборота вагонов и повышение качества планирования. Он назвал «небезынтересным» предложение «СДС-Угля» разработать методику динамического ценообразования на перевозку угля в зависимости от меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Но это «вопрос на стратегическую проработку», уточнил он. По его словам, ОАО «РЖД» рассмотрит также «точечные тарифные предложения» угольщиков.

Сергей Цивилев напомнил, что год назад предупреждал о возможном «обрушении угольного рынка», но «он стал рушиться быстрее, что не связано с законами рынка, это политика... и тенденция может отыграть назад, но это гадание на кофейной гуще». Пока же, по его словам, «есть серьёзная угроза, мы все вместе должны на неё реагировать». По данным специализированного агентства Argus, угольные цены на европейском рынке упали из-за того, что с сентября прошлого года в связи с низким уровнем воды в Рейне импортные поставки угля стали накапливаться в устье этой реки в Нидерландах. В декабре прошлого года на складах Роттердама и Амстердама были накоплены самые большие в истории такие запасы в 7,1 млн тонн, но зима в Европе оказалась теплой, и они превратились в значительные излишки на рынке. Еще в середине мая они составляли 6,6 млн тонн против 5,7 млн годом ранее.
 
Оптимистичный настрой

В начале июля некоторые угольные предприятия региона вынуждено остановили часть мощностей, отправив 1,8 тыс. горняков в вынужденные отпуска с сохранением двух третей оплаты. Это было связано как раз с тем, о чем угольщики заявляли на совещании в июне: экспортные цены упали ниже себестоимости, потребовалось снизить издержки. В итоге, в первом полугодии добыча угля впервые за многие годы снизилась на заметные 2,2% или 2,7 млн тонн и составила 121,1 млн тонн.

Несмотря на это и  текущую неблагоприятную рыночную конъюнктуру, власти Кузбасса сохраняют оптимистичный настрой. По прогнозу заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрея Панова, добыча угля по итогам нынешнего года сохранится на уровне прошлого (255 млн тонн), и «дальнейшее наращивание темпов угледобычи возможно только при условии увеличения пропускной способности». А она, как ожидается, вырастет и обеспечит 3% прироста в экспортном вывозе угля. По его оценке, не снижается, и, напротив, растет инвестиционная активность угольщиков, они не останавливают добычу, только сокращают. 

Улучшению положения угольщиков призвана служить временная отмена экспортной надбавки в 8% к железнодорожному тарифу с 16 июля и на 90 дней при перевозке угля в направлении портов Азовско-Черноморского бассейна, обслуживаемых Северо-Кавказской железной дорогой (см. об этом интервью Андрея Панова «Слаженная работа и быстрая реакция на изменения помогут минимизировать потери»). Отказ от надбавки сопровождается  обещанием «РЖД» вернуться к обсуждению скидки уже на 12,8% и также нарастить отгрузку во втором полугодии на Дальний Восток в таком объёме, чтобы обеспечить прирост этого направления по итогам года в 3%. В июле по нему было сильное снижение из-за сезонных ремонтов и наводнения в Иркутской области. По оценке Андрея Панова, если  РЖД выполнит обещание увеличить поставки в восточном направлении на 3%, «тогда ситуация выправится».
 
Разные сигналы рынка

Внешний рынок угля в этом году посылает Кузбассу разноречивые сигналы. Безусловно, сохраняется высокий спрос на этот вид топлива и, соответственно, приемлемый уровень цен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В мае, например, спотовые цены на энергетические марки угля с поставкой из порта Восточный Приморского края поднимались выше 80-82 долларов за 1 тонну. Хороший спрос на российский уголь был как со стороны традиционных импортеров, таких как Корея, так и со стороны относительно новых и не таких крупных, как, например, Вьетнам, где потребление угля растет в связи со строительством новых тепловых электростанций. В 2018 году экспорт угля из России во Вьетнам вырос на 19%, до 2,85 млн, при этом крупнейшими поставщиками выступили компании СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Промугольсервис» и разрез «Кийзасский». По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт угля из Кемеровской области во Вьетнам составил в прошлом году половину из российских поставок – 1,45 млн тонн на 134,5 млн долларов. В первом квартале экспорт угля в эту страну из России вырос в 2,4 раза – до 0,93 млн тонн с 0,39 млн тонн годом ранее.

Возможно, рост спроса на уголь со стороны Вьетнама и позволит увеличить поставки из Кузбасса, за первый квартал они составили 0,4 млн тонн. Однако, как показывают данные ФТС, сбыт кузбасского угля по большинству стран-импортеров не вырос или даже сократился. В 2016 году угольный экспорт из региона составил 127 млн тонн и в 2018 году вырос до 139 млн тонн. При этом весь указанный прирост обеспечило увеличение поставок всего в четыре страны, из которых только одну можно отнести к новым рынкам сбыта, Индию. Поставки в другие страны, традиционно импортирующие уголь из Кузбасса, выросли не так значительно, или даже сократились. В том числе, и в страны АТР, в Южную Корею и в Японию. Во Вьетнам, кстати, экспорт угля из Кузбасс составлял в 2016 году 3,1 млн тонн в 2 раза больше, чем поставки прошлого года (см. таблицу). Индия уже несколько лет выступает крупнейшим по объёму импортёром угля с ввозом более 200 млн тонн. Но для российских и тем более кузбасских поставок это пока не имеет особого значения. Даже при очень быстром росте экспорта в эту страну, его размер пока весьма не велик, лишь чуть больше одного процента угольного экспорта России.

При этом весь экспорт угля из России, то есть, из других регионов, в страны АТР растёт. Из 22,6 млн тонн поставок в Корею подавляющую долю в 18,5 млн обеспечил Кузбасс. А вот в экспорте в Китай на долю кузнецкого угля пришлось всего треть – 6,6 млн тонн из 22,5 млн. Эта примечательная тенденция, похоже, только усиливается: рост экспортных поставок российского угля всё больше обеспечивают другие угольные регионы, а не столько главный угольный регион страны. При общем весьма значительном увеличении экспорта угля из России на 10%, темпы роста кузбасских поставок угля заметно ниже (см. диаграмму)

Сигналы европейского угольного рынка разочаровывают и обнадёживают одновременно. Так и остаются на низком уровне сегодняшние цены на уголь в Европе, упав однажды из-за тёплой зимы и образовавшегося избытка (см. выше). Они находятся на уровне ниже себестоимости добычи в Кузбассе и последующей доставки. Очевидное объяснение этому – растущее использование возобновляемых источников энергии, и, соответственно, резкое снижение импорта угля странами Европы. Однако на практике, как бы он не сокращался, этот импорт по-прежнему имеет значительный размер. Например, Германия, согласно данным внешнеторговой статистики, сократила ввоз угля за пять лет на 22,3%, но он по-прежнему составляет более 44 млн тонн. И при этом растут поставки угля из России. Как за последние 5 лет, так и в этом году. В первом квартале нынешнего года они составили 6,5 млн тонн против 4,5 млн годом ранее, по данным таможенной статистики Германии, и 6,6 млн (5,4 млн из Кузбасса) против 2 млн тонн годом ранее, по данным таможенной службы России.

Конечно, большинство других крупных импортёров угля в Европе не ввозят такие большие объёмы как Германия. На втором месте идут Нидерланды с 21-22 млн тонн импорта, затем Франция, Италия, Испания и Польша, закупающие 14-16 млн тонн угля в год, Великобритания с 10 млн тонн (против 50 млн в 2013 году). И в последние два года импортные поставки угля в страны Европейского союза сохраняются на одном и том же уровне 157 млн. Около 40% этого объёма обеспечивает российский экспорт. Однако, как бы не был удобен в логистике и значителен этот рынок для Кузбасса (наряду с Турцией, почти 40 млн тонн годового импорта, в том числе, 12 млн тонн из России, включая 10,3 млн кузбасского), его очевидная перспектива – снижение закупок и, соответственно, низкие и менее стабильные цены. При этом следует учитывать расширение поставок в Европу российского трубопроводного и сжиженного природного газа. Остаётся угольщикам Кузбасса надежный и растущий рынок АТР, а также Южной Азии, однако, на нём приходится конкурировать уже не только с зарубежными поставщиками, но и с увеличением экспорта из восточных угольных регионов. Практически все компании, работающие в восточных регионах, от Чукотки и Сахалина до Якутии, Забайкалья и Хакасии, декларируют планы быстрого расширения производства на экспорт.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко