-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 24.08.2021

Угольные проекты и перспективы

Развитие углепрома Кузбасса в этом году шло в первую очередь под знаком восстановления от тяжёлых последствий кризиса угольного рынка 2019-2020гг. Однако угольщики и в самые тяжёлые с финансовой точки зрения времена не отказываются от новых инвестиционных проектов. К тому же поддержку отрасли оказывает и реализация крупнейшего для страны инфраструктурного проекта – по модернизации Восточного полигона ОАО «РЖД», направленная в первую очередь на увеличение пропускной способности железнодорожной сети по вывозу угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В ближайшей перспективе эти проекты, безусловно, окупятся – в обозримом будущем многие страны АТР в ходе своего развития будут строить новые угольные электростанции и увеличивать потребления угля. В том числе, завозного, включая российского.

Государственная поддержка

В этом году руководство страны неоднократно обращалось к проблемам развития Кузбасса, в том числе, его углепрома. В марте в результате визита в регион председателя правительства России Михаила Мишустина была принята программа социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года, по которой на проекты развития региона предусмотрено выделить 51,3 млрд рублей из федерального бюджета. В начале мая правительство утвердило паспорт II этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа, который предусматривает ликвидацию инфраструктурных ограничений и обеспечение грузопотока на направлении Тайшет – Дальний Восток на период до 2024 года включительно, развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускных и провозных способностей БАМа и Транссиба. Последнее большое совещание по региону президент России Владимир Путин провёл 7 июля на следующий день после посещения Кемерова на празднование 300-летия промышленного освоения региона, обсудив перспективы развития Кузбасса с членами правительства.

Владимир Путин отметил: «праздник праздником, а жизнь продолжается, и мы должны не забывать о планах и задачах, которые были поставлены». Он подчеркнул, что программа социально-экономического развития региона рассчитана на несколько лет вперёд, и все намеченные по ней проекты должны быть реализованы. Заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин отметил, что часть федерального финансирования уже направлена в регион. «Первый транш 20 млн рублей на производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения уже направлен в регион, в последующие годы будет выделено дополнительное финансирование». Он также напомнил, что из резервного фонда на развитие спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» выделено 543 млн рублей, и «в последующие годы также финансирование будет обеспечено».

В Междуреченске запланированы два больших проекта – строительство многопрофильной больницы и реконструкция левобережной дамбы на реке Томь, которая в настоящее время находится в аварийном состоянии. На дамбу уже выделено из резервного фонда 140 млн рублей при стоимости проекта 620 млн. Владимир Путин отметил, что все работы по реконструкции дамбы должны быть закончены в текущем году. В конце июля были выделены 125 млн рублей на реконструкцию дамбы в Междуреченске. Ещё 3,5 млрд рублей финансирования потребуется на реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта Кемерова. Президент также отметил важность этого проекта: «Это очень серьёзный вопрос и им нужно заниматься. Ладно, я прилетел и улетел, не так часто там бываю. А люди-то каждый день летают». Формально эти проекты не имеют отношения к углепрому, но улучшают общее положение дел в регионе, делают его привлекательным и для людей в целом, и для инвесторов.

Марат Хуснуллин сообщил также о согласовании финансовой схемы на строительство обхода Кемерова автодорогой Р-255. Его стоимость составляет 43 млрд рублей, и как только появится проектно-сметная документация, будет и финансирование: половина из федеральной казны, «половина за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов и источников регионального бюджета». По проекту модернизации Восточного полигона ОАО «РЖД» вице-премьер отметил, что на данный момент работы развёрнуты по первому этапу неплохо, но пока в недостаточном объёме.

29 июля был запущен один из крупных проектов по модернизации Восточного полигона – второй Байкальский тоннель. Благодаря этому, как заявило ОАО «РЖД», пропускная способность магистрали вырастет сразу с 17 пар поездов в сутки, до 33, а затем, по словам президента «РЖД» Олега Белозерова, в течение 5 месяцев «будет создан потенциал до 85 пар». Строительство тоннеля протяженностью 6,7 км на границе Иркутской области и Бурятии велось с 2014 года. В режиме видеоконференции его открыл 27 июля президент страны Владимир Путин. Кузбассу этот пуск, понятное дело, обещает увеличение вывоза угля на восток через БАМ.

Пуски и перспективные проекты

В текущем году в Кузбассе планируется запуск шахты «7 Ноября – Новая» компании «СУЭК-Кузбасс» мощностью 3,5 млн тонн угля в год с инвестициями в 15 млрд рублей, шахты «Сибирская» одноименного ООО (обе в Беловском районе) мощностью 5 млн тонн в год с инвестициями 15,3 млрд рублей. Кроме того, в Киселёвске компания «Стройсервис» планирует ввести в строй в этом году углеобогатительную фабрику годовой мощностью 4 млн тонн и стоимостью свыше 10 млрд рублей. Об этих планах ещё в начале марта сообщал заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов. Ещё два новых угольных предприятия, по его данным, разрезы «Чернокалтанский» и «Кузнецкий-Южный» проектной годовой мощностью 2 млн тонн и 5 млн, соответственно, и с общими затратами в 4 млрд рублей уже запустились на начало нынешнего года.

О новых пусках после этого официально не объявлялось, однако, в шахте «Сибирская» и в компаниях «СУЭК-Кузбасс» и «Стройсервис» подтверждали заявленные планы пусков своих новых предприятий в этом году. Правда, летом «Сибирской» предъявили претензии (прокурор Беловского района и областной комитет по управления госимуществом) по нарушениям с обращением с земельными участками. Не исключено, что это задержит реализацию проекта шахты.

В ближайшей перспективе будет также построен новый угольный разрез на 5 млн тонн годовой добычи на Верхнетешском участке. В июле Главгосэкспертиза России рассмотрела и одобрила проектную документацию на технический проект первой очереди разработки открытым способом Верхнетешского угольного участка в Новокузнецком районе. На проектируемой промышленной площадке планируется построить разрез, отвалы вскрышных пород, перегрузочный пункт, мобильную дробильную установку, противопожарный резервуар и насосную станцию, а также модульные здания административно-бытового и хозяйственного назначения. Внутри контура нового угольного разреза проложат карьерные автомобильные дороги. Подъезд к участку угледобычи обеспечат по внешней подъездной автомобильной дороге, которая будет проложена в рамках отдельного проекта.

Инвестором проекта выступает группа «Сибирский антрацит». Первоначально конкурс на право добычи угля на Верхнетёшском с проведением ликвидационных работ на участке ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» выиграло новосибирское АО «Сибирский Антрацит» в сентябре 2018 года. В декабре того же года компания переоформила лицензию на свою кузбасскую «дочку» ООО «Сибантрацит Кузбасс».

Новые перспективы могут открыться также в случае успешной продажи и освоения участка Чексинский под Междуреченском. 30 июля департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу объявил о проведении 28 октября конкурса на право пользования недрами на двух участках: Чексинский в Междуреченском городском округе выставлен на торги для изучения, разведки и добычи вместе с участком Шламовые отстойники АО «ОФ «Чертинская» в Белове для проведения ликвидационных работ. Стартовая цена конкурса – 381 млн рублей, заявка на конкурс подается по 8 сентября включительно, технико-экономические предложения по освоению участка недр – по 6 октября включительно.

Как указано в конкурсной документации, участок Чексинский расположен в 3,5-10 км к северо-востоку от действующих угольных предприятий – разрез «Распадский» и шахта «Распадская» одноименной группы компаний в составе «Евраз» и разрез «Ольжерасский» компании «Южный Кузбасс» группы «Мечел». Кроме того, к югу от него расположен  участок Замковая часть Березовской антиклинали, лицензию на который в марте 2019 года приобрело ООО «Разрез «Березовский» группы «Стройсервис». Площадь Чексинского – 142,5 кв. км, он располагается в сильно затаёженной, малонаселённой, сравнительно высокогорной и изрезанной рельефом местности. Запасов угля на участке нет, прогнозные ресурсы по категории Р1 составляют 1,009 млрд тонн, по категории Р2 – 324,36 млн тонн. Больше всего ресурсов угля марки ГЖО – 528,3 млн тонн, марки Т – 329,4 млн, антрацитов – 278,25 млн тонн, марки Ж – 144,5 млн, марки КС – 52,4 млн тонн.

По сведениям «А-П-Р», инициатива проведения конкурса исходила от властей Кузбасса, подготовка к нему прошла очень быстро. Если участок будет освоен, и на нём будет построено добывающее предприятие, в оборот будет вовлечено очень много угля, в том числе, коксующихся марок.

Кому нужен уголь

Развитие мирового угольного рынка крайне важно для Кузбасса и углепрома России в целом, ведь отрасль уже давно ориентирована на экспорт. Однако оценивать перспективы роста спроса на уголь довольно сложно, даже специально подготовленные прогнозы развития мирового угольного рынка на ближайшее время противоречивы. К примеру, специализированное Мировое энергетическое агентство в течение полугода может скорректировать, казалось бы, не самый сложный в исполнении прогноз спроса на уголь на мировом рынке (см. выше). Что касается краткосрочной перспективы, то пока МЭА склонно считать, что мировая угольная промышленность в этом году восстановится после снижения прошлого года, постепенно вырастет до уровня 7,4 млрд тонн, на котором останется начиная с 2025 года. В своем ежегодном докладе «Уголь-2020» агентство отметило, что после почти двух десятилетий стабильного роста мировое потребление угля снизилось на 7% или более чем на 500 млн тонн в 2018-2020гг., с 7,77 млрд тонн до 7,24 млрд.

Стабилизации спроса на уголь к 2025 году, по оценке МЭА, будут способствовать несколько факторов – продолжающийся и ускоряющийся отказ от угольных электростанциях в развитых странах, расширение сектора ВИЭ-энергетики и конкуренция угля с природным газом. О том, что европейские страны откажутся от угля рано или поздно, уже давно не секрет. Однако, с учётом того, что крупные потребители угля, как например, Германия, относят этот отказ на пару десятилетий в будущее, а некоторые некрупные потребители и не приняли решений об отказе, европейский рынок угля ещё сохранит определенный потенциал. К тому же даже у стран, сокращающих потребление угля и даже «отказавшихся» от него, импорт угля сохраняется (см. таблицу). И куда больше потенциал у Атлантического рынка в целом, который и включает европейский. На нём наращивают потребление угля Марокко, Турция, Египет, есть также возможности увеличения в некоторых странах Африки и Латинской Америки. Что частично компенсирует потери в Европе.

Хотя, конечно, главный потенциал роста уголь сохраняет в странах АТР, в первую очередь, в Китае, в Индии, во Вьетнаме, в меньшем объёме в Бангладеш и Пакистане. В последнем ещё до 2015 года практически не было угольной генерации (один блок на 150 Мвт), а в прошлом году страна импортировала более 17 млн тонн угля, поскольку построила 3 больших тепловых станций на угле мощностью по 1320 МВт и ещё одну на 660 МВт. Вьетнам, по данным внешнеторговой статистики, вышел за последние пять лет на шестое место в мире по импорту угля (54,5 млн тонн), заменив на этой позиции Германию. Впрочем, в прошлом году её опередили ещё Турция (40,2 млн тонн импорта в 2020 году) и Малайзия (36 млн тонн).

Для энергетики Индии уголь останется главным энергоносителем по крайней мере в ближайшие 20 лет, по заявлению министра угольной промышленности этой страны Пралада Джоши. В 2018 году уголь обеспечивал 74% производства электроэнергии в стране и будет обеспечивать не менее 50% в предстоящие 20 лет, сообщил министр на энергетическом саммите индийского издания Economic Times в июне. Страна располагает одними из крупнейших в мире запасами угля, и в энергетическом переходе Индии следует иметь в приоритете рост, а не жертвовать этим ростом, отказ от угля в предстоящие несколько десятилетий вызовет только падение, заявил министр. Замещение угольной генерации возобновляемой энергетикой имеет свои ограничения и вызывает ряд проблем по мере роста спроса на энергию, по словам министра. Поэтому переход от угля должен быть постепенным с учётом нужд миллиардного народа Индии. Индия потребляет не только свой, но и завозной уголь, выступая крупнейшим его импортером по объёму 218 млн тонн, в том числе, 7,8 млн из России, из которых 4,4 млн – из Кузбасса.

Примечательна ситуация для оценки перспектив угля в Бангладеш. Эта страна, с одной стороны, отказалась в этом году от 10 проектов угольных электростанций, но всё равно 8 сохранила. Причём отказ был мотивирован не только требованиями местных активистов базировать энергетику страны на возобновляемой энергии, но и растущей стоимостью угольного топлива. Как пояснил глава технического подразделения министерства энергетики страны Мохаммад Хоссайн, «когда в 2010 году был запущен план строительства угольных станций, «уголь был дешёвым топливом, и наилучшим выбором после газа, но затем серьёзно упали цены на солнечную энергию и это изменило всю картину».
 

Сейчас в стране на стадии строительства находится 8 угольных энергоблоков в составе 5 электростанций общей мощностью 4754 МВт. В сентябре прошлого года в Бангладеш был запущен угольный энергоблок на 660 МВт, и импорт угля вырос на 1,1 млн тонн, 15,2%. Очевидно, что и с пуском остальных новых угольных блоков ввоз угля в Бангладеш будет расти. Необязательно, это создаст спрос на российский (кузбасский) уголь, но в случае с Пакистаном так произошло (см. выше структуру экспорта кузбасского угля в 2020 году).

 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко