-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 26 от 17.10.2011

Демография истуканов

Есть одна любопытная закономерность: чем быстрее в нашем отечестве убывает народонаселение, тем больше ставится памятников, и наоборот. Скажем, в сталинскую эпоху истуканы вождей и парковые скульптуры плодились с необыкновенной быстротой. А население росло далеко не такими темпами, а в отдельные годы и убывало: коллективизация, большой террор, затем вторая мировая война, жертвы которой с советской стороны до сих пор точно не подсчитаны, затем новая волна репрессий... При хрущевской оттепели рождаемость повысилась, но памятники в эту пору скорее сносились, чем ставились: только снесенные истуканы и бюсты усатого вождя исчислялись сотнями, если не тысячами. Последний всплеск рождаемости в СССР был зафиксирован в перестройку; памятников тогда на волне исступленного самобичевания почти не воздвигали, а в 1991 году монументы попали под очередную волну репрессий — хотя и не такую масштабную, как во времена разоблачения культа личности.
 
Нынче народонаселение России неотвратимо убывает, хотя власти и уверяют нас, что этот процесс замедлился, а кое­где рождаемость даже повысилось. Но цифры говорят сами за себя: по результатам предпоследней переписи нас было 145 миллионов, по результатам последней — 141. Сколько за это время поставили монументов и садовых скульптур, никто не знает, но их поголовье неотвратимо растет: только в центре Кемерова одно время они появлялись чуть ли не каждый месяц. С середины августа в Кузбассе появилось пять заметных монументов и скульптур, и три из них — в областном центре.
В сквере на Ленинградском проспекте поставили аллегорическую скульптуру «Мать» работы известного кемеровского скульптора Валерия Трески. Шестиметровый памятник из искусственного камня был сооружен на средства губернатора Тулеева. Треска справедливо пользуется репутацией талантливейшего скульптора Кузбасса, пафос материнско­сыновних чувств также, несомненно, придется по сердцу большинству горожан. К сожалению, памятник ставили в некоторой спешке, в результате он представляет собою просто увеличенную копию давней станковой работы Трески; новое решение скульптор разработать просто не успел. К тому же круглый пьедестал в форме барабана никак не соответствует пропорциям скульптуры. Кто был автором этого архитектурного решения, мы так и не смогли дознаться: и Валерий Треска, и городские власти уверяют, что это пьедестал временный, и обещают заменить его на более соразмерный.
В парке Победы, известном также как парк Жукова, на днях появился памятник Кемеровскому военному училищу связи, ликвидированному в 2009 году решение Министерства обороны. Автор памятника — московский архитектор Лидия Елкина. Памятник решен с простотой, которую принято именовать благородной; правда, эта лаконичность не оставила места для человеческого образа, отчего монумент напоминает кенотаф, то есть надгробие без могилы. Но по­человечески это понятно: муж Лидии Елкиной, выпускник училища, погиб при исполнении воинского долга.        
У входа в Парк Чудес, который старые кемеровчане предпочитают именовать попросту горсадом, появилась скульптурная композиция «Погода в доме». Автор проекта  — Виктор Атучин, в работе над статуей ему помогали еще четыре кемеровских художника, меценатом также выступил губернатор. Композиция выполнена из бетона и покрашена под бронзу: то, что когда­то называлось «гипсовой статуей», но в современном исполнении. Прежний горсад в таких статуях не испытывал недостатка, но они имитировали не старую бронзу, а гипсовые слепки античных статуй. Композиция изображает счастливое семейство под общим зонтиком; название «Погода в доме» заимствовано из шлягера Ларисы Долиной, и в этом есть некоторая ирония: популярная песня, которая легко входит в моду и легко забывается, предоставляет сюжет для статуи, которая по идее должна пережить не одно поколение горожан.
Тем временем в Прокопьевске на площади Торжеств на месте снесенного фонтана к Дню шахтера установили памятник Покорителям земных недр. Монумент изображает пару шахтеров, один — в современной каске, но с допотопной киркой, другой — в исторической гофрированной каске, но с отбойным молотком. Этим молотком он вгрызается в странное сооружение: нечто вроде Змея Горыныча, сложенного круто падающими слоями угля, в то время как его напарник стоит, индифферентно глядя вдаль. Понятно, что героев по давней индоевропейской традиции должно быть трое (три медведя, три богатыря, три поросенка и т. п.). Но как­нибудь интепретировать это странное порождение фантазии скульптора Константина Зинича у меня фантазии не хватило. Впрочем, народ у нас талантливый, и какое­нибудь неформальное название у этого истукана непременно появится. Стоит также напомнить, что скульптор Зинич, даром что живет в Красноярске, вполне может претендовать на титул прокопьевского Церетели. Только за два последних года он установил в городе бронзовых Пушкина и дядю Степу­милиционера, Сантехника и Дворничиху, Адама и Еву, и городские власти прекращать с ним сотрудничество не собираются: их совместные планы включают даже одиннадцатиметровый памятник Иисусу.
Наконец, в Мундыбаше в недавно была установлена скульптурная композиция «Счастливое детство». Монумент, разумеется, установлен на средства губернатора. На нем изображена мирно пасущаяся лошадь, на спине которой сидят шорский мальчик и русская девочка. В общем, спасибо Аману Гумировичу за наше счастливое детство. Скульптуру из бетона с полимерным покрытием изваял уже упомянутый Виктор Атучин с бригадою. Впрочем, что его продукция, хоть и не лишена признаков китча, все­таки выгодно отличается от некоторых совсем уж топорных парковых статуй нового поколения, установленных в областном центре, всех этих бабушек на скамеечках и девочек на ладошках.
К тому же стоит напомнить, что горожане поначалу новыми памятниками всегда бывают недовольны  — а потом зачастую вспоминают их с ностальгией. Мне, например, очень жалко, что в Кемерове почти не сохранились старые гипсовые статуи — они очень органично вписывались в сталинский ампир старого центра. А вот что писал о них шестьдесят лет назад известный кемеровский краевед Иван Балибалов: «С какой радостью мы наблюдаем, как ширится, поднимается этажами вверх, хорошее Кемерово, как теснят башенные краны старую Щегловку к речке Искитимке! И само собой разумеется, что нам хочется видеть Кемерово светлым, красивым городом, который бы отражал в своем архитектурном рисунке героику труда, величие сталинской эпохи.
Но когда проходишь по скверам и аллеям города, присматриваешься к их художественному оформлению, то замечаешь досадные пятна. Нельзя сказать, чтобы те кому положено заботиться о декоративном украшении города, не проявляли инициативы. Почти на всех площадях, в скверах и аллеях есть стэнды, скульптуры. Но присмотритесь, что это за скульптуры? Мягко говоря, случайное собрание ученических работ. На аллее центральной улицы — Советской на высоком постаменте стоит босоногая девушка в коротенькой юбочке с тяпкой на плече. Недалеко от нее на перекрестке улиц поставлена неудачная скульптура рабочего. Кого олицетворяют эти фигурки? Почему именно эти скульптуры должны красоваться на самом видном месте большого индустриального центра? Или вот совершенно свежий пример. Во дворе нового многоэтажного дома на улице Советской разбили сквер. В центре его поставили скульптуру, которая изображает хиленького мальчика, выливающего что­то из глиняного горшочка» (газета «Кузбасс», 25 июня 1952 года, корреспонденция «Любим ли мы свой город?»).
А впрочем, статуй, описанных Балибаловым, давно и след простыл, а Кузбасс — по­прежнему один из самых людных регионов Сибири. Так что не будем преувеличивать — нынешнему поколению кемеровчан в городе скрипящих статуй жить точно не придется.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко