|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[7 мая] Встречайте весну красиво! Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 26 от 17.10.2011
На прошлой неделе проблемой вывоза кузбасского угля занялось правительство России. Президент страны Дмитрий Медведев в ответ на обращение губернатора Кемеровской области Амана Тулеева поручил вицепремьеру Сергею Иванову совместно с Минтрансом и РЖД в трёхдневный срок решить проблему вывоза угля, скопившегося на складах в Кузбассе.
7 октября Аман Тулеев направил телеграммы председателю правительства России Владимиру Путину, его заместителю Игорю Сечину, в министерства транспорта и энергетики России. Как сообщила прессслужба администрации Кемеровской области, глава региона заявил о необходимости незамедлительных мер «государственного реагирования для разрешения критической ситуации, сложившейся в области изза невыполнения планов по вывозу угля железнодорожным транспортом». Это связано с отставанием от графика вывоза угля, которое с декабря прошлого года составляет от 1 млн до 2 млн тонн в месяц, а в нынешнем сентябре составило уже 2,8 млн тонн, или 19% месячного объёма добычи. В результате этого остатки угля на складах угольных компаний Кузбасса достигли 13 млн тонн, что более чем в 2 раза превышает нормативный уровень (в июле они составляли 10,6 млн тонн). Все резервные возможности складов исчерпаны, растут риски самовозгорания, сообщила при этом прессслужба региональной администрации.
В телеграммах Амана Тулеева отмечалось, что «отсутствует управление вагонным парком, растут проблемы с подачей подвижного состава при фактическом избытке полувагонов, не отправляются гружёные углем вагоны угольных компаний, показатели оборачиваемости полувагонов ухудшились в 23 раза». По оценке губернатора Кузбасса, без принятия срочных мер с ноября «произойдёт вынужденное резкое сокращение объёмов добычи угля, вплоть до полной приостановки угольных компаний, для расчистки переполненных складов потребуется вывод в вынужденный простой до 50 тысяч работников угольных предприятий, при этом сократится их средний заработок до 2/3 тарифа». Он также указал, что в такой ситуации вероятен риск срыва отопительного сезона, утрата кузбасскими компаниями зарубежных рынков в связи со срывом контрактных поставок, «сокращение налоговых поступлений в бюджет области более чем на 16 млрд рублей в год», свёртывание инвестиционных программ в угольной отрасли.
11 октября на видеоконференции президента России Аман Тулеев выступил вне заявленной программы, обратившись к проблеме сбоя в вывозе угля: «Вагоны есть. Вывести не можем. Реформирование железных дорог идёт не в ту сторону. В Кузбассе командуют 230 собственников. Раньше при единой системе РЖД такого не было. И мы не знаем, что делать? Если мы не вывезем уголь, встанет вопрос по обеспеченности топливом ЖКХ в Сибири». По оценке губернатора, корень проблемы в появлении большого числа частных перевозчиков, система взаимодействия которых со структурами РЖД не отлажена.
В угольных компаниях региона подтвердили опасения губернатора, отметив, что вывоз угля и подача вагонов заметно сократились и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в сравнении с августом, а сам недогруз начался ещё в мае нынешнего года. По словам президента ЗАО «ХК «Сибирский деловой союз» (СДС) Михаила Федяева, «никто никуда не едет сегодня, надо срочно принимать меры». В прессслужбе ХК «СДСУголь» (угольное подразделение СДС) признали, что вывоз угля идёт неритмично, с отставанием в начале месяца, которое потом «догоняют» в конце месяца. А в компании «Прокопьевскуголь», которая находится под управлением «СДСУгля», отмечают уже переполнение складов. По данным гендиректора «Прокопьевскугля» Владимира Коржова, набрался на складах уже месячный объём отгрузки, а в текущем режиме отправляется лишь 20% от необходимого, между тем, «прокопьевский уголь сильнее, чем остальные склонен к самовозгоранию, лежать может не более 3040 дней».
В ОАО «СУЭККузбасс» отметили, что за сентябрь удалось выполнить план по отгрузке только на 67% в целом, и на 61% по экспорту, общий недогруз составил 933 тыс. тонн, а за 9 дней октября изза того, что не было получено 2,5 тыс. запланированных вагонов, — 170 тыс. тонн угля. Особенно плохо идет отгрузка с таких предприятий компании, как шахтоуправление «Котинское», разрезы «Заречный» и «Камышанский», склады которых уже переполняются. В таких обстоятельствах «СУЭККузбасс» рискует исполнением экспортных контрактов. «Пароходы в порты приходят за нашим углем, а грузить нечем» — отметил представитель компании.
В ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК), которая является крупным поставщиком энергетического угля в соседние регионы, подтвердили, что проблемы с вывозом угля уже давние, и в этом году компании пришлось столкнуться с тем, чего ещё не было. У КТК с мая нынешнего года недоспоставлено более 5 тыс. вагонов или 390 тыс. тонн угля, что составляет объём вывоза в соседние региона за полтора месяца. По данным руководства «Кузбассразрезугля» (недопоставки угля компании составляют 2 млн тонн), в Алтайской крае, например, угля для нужд ЖКХ на складах на две недели при норме в 30 дней. В сибирских условиях, тем более, накануне зимы, это недопустимый показатель.
По оценке Андрея Козицына, генерального директора ООО «УГМКХолдинг» (управляющая компания угольной компании «Кузбассразрезуголь») иначе как «абсурдной» нынешнюю ситуацию не назовёшь: если в советское время критическим для МПС считался коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение вагонокилометров пробега порожних вагонов к груженым составам) в 29%, то сейчас, по его данным, этот показатель составляет 42%. Он отметил, что нехватки вагонов уже нет, в 2007 году их было меньше нынешнего в полтора раза, но многие вагоны сейчас стоят без движения, у КРУ в Кузбассе простаивает 8,5 тыс. вагонов с углём.
В таких обстоятельствах недалеко и до остановки добычи на некоторых предприятиях Кузбасса, по крайней мере, временной. И в некоторых компаниях признают, что до реализации такого сценария в связи с проблемами вывоза совсем недалеко. Возможно, уже в ноябре придётся останавливать добычу.
В службе корпоративных коммуникаций ЗападноСибирской железной дороги (филиала РЖД) пояснили, что значительная часть парка собственников простаивает изза отсутствия договоров с грузоотправителями. «Последние отдают предпочтение вагонам, принадлежащим дочерним компаниям ОАО «РЖД», что обусловлено ценовыми условиями. В то же время другие компанииоператоры, свободные от какихлибо обязательств, устанавливают более высокие цены на полувагоны и перекладывают свою неэффективность на грузоотправителя. А вагоны в результате простаивают».
Получается, что реформа железнодорожного транспорта, проведенная компанией РЖД, привела к тому, что выгодно перевозить грузы осталось только вагонами «дочек» компании, а вагоны частных перевозчиков обходятся грузоотправителям и дороже, и отправляются РЖД хуже. Остаётся только гадать, как же проблему с вывозом угля будет решать вицепремьер Сергей Иванов.
Александра Фомина
Антон Старожилов
|
Деловые новости[14 мая] Первую очередь складского комплекса Wildberries в Кузбассе запустят до конца 2024 года Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |