-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

О проектеНовости компанийДеловые новостиАвант-ПАРТНЕРАвант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГРынки/ОтраслиАвант-ПЕРСОНАРекламаПодпискаФотогалереяДоброе делоCovid-19

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Рост потребления и рождение новой отрасли

Такой развитый индустриальный и урбанизированный регион как Кузбасс естественным образом выступает и как большой рынок горюче-смазочный материалов (ГСМ). На многочисленных угольных разрезах работают тысячи карьерных самосвалов с мощными дизельными двигателями, на углевозных железнодорожных линиях – десятки тепловозов, региональный автопарк уже насчитывает сотни тысяч автомобилей и постоянно растёт, – всё это требует поставок как минимум нескольких миллионов тонн дизельного топлива, бензина, тысяч тонн смазочных масел.
 
Несмотря на такие размеры и очевидную привлекательность, сегодняшний рынок оптовых поставок ГСМ в Кузбасс остаётся сравнительно открытым и не разделенным раз и навсегда двумя-тремя поставщиками. По крайней мере, представители рынка говорят о возможности беспрепятственного входа на него. Кстати, и в паспорте региональной программы развития конкуренции весь рынок ГСМ Кузбасса, как оптовый, так и розничный отнесен к так называемой «группе №2» – «доминирования крупных игроков», выше которой по уровню развития конкуренции стоит только «группа №1», развитой конкуренции, характерной в частности для розничной торговли.
Размеры рынка и его устойчивый рост давно привлекают в него не только поставщиков, но и местных переработчиков. Пока их немного, но число проектов по строительству нефтеперерабатывающих мощностей растёт, а их реализация обещает существенно перекроить рынок ГСМ в регионе.
 
Завоз и переработка
По оценкам специалистов рынка оптовых поставок ГСМ в течение последних лет область стабильно потребляет около 3 млн тонн нефтепродуктов в год. Большая их часть около 90%, (из них доля светлых нефтепродуктов – около 65%) завозится железнодорожным транспортом из соседних регионов. Пока доля собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на рынке региона невелика, поэтому оптовым продавцам бензина автомобильного и дизельного топлива приходится закупать данные виды нефтепродуктов на заводах, расположенных в других регионах, – Омском (компания «Газпромнефть»), Ачинском («Роснефть»), Сургутском и Уфимском. Как сказано в паспорте программы развития конкуренции, «рынок горюче-смазочных материалов в Кемеровской области крайне зависим от ввозной продукции, поскольку собственное производство по состоянию на 2008 год составляло не более 6 % по бензину, 0,2 % по дизельному топливу от общего объема потребления».
Впрочем, нужно отметить, что рынок оптовых поставок ГСМ в Кузбассе всегда отличался хорошим потенциалом роста за счёт реализации новых инвестиционных проектов. Первые из них появились еще в конце 90-х гг. прошлого столетия, в начале 2000-х годов были построены пока ещё небольшие перерабатывающие мощности, сегодня представители рынка и власти говорят о появлении новой для Кузбасса отрасли промышленности. Помимо малых НПЗ, есть проекты средних и крупных размеров, а совокупная мощность всех построенных и планируемых заводов уже превосходит существующие потребности региона.
Первый проект по строительству мини-НПЗ в Кемерове реализовала в 2001 году ООО «Холдинговая компания «Кем-Ойл». Мощность предприятия была небольшой, этому примеру никто не последовал. Потом свои установки по переработке нефти смонтировали на Новокемеровской ТЭЦ кемеровская фирма «Энергостройснабэкспертиза» и в Гурьевском районе дорожно-строительная компания «Юргаус». В начале 2004 года, когда цена на нефть на мировом рынке уже уверенно росла несколько лет, сразу пять инвесторов заявили о намерениях построить в Кемеровской области нефтеперерабатывающие предприятия. В качестве главной технической предпосылки для развития данной отрасли в Кузбассе инвесторы считают наличие магистральных нефтепроводов Нижневартовск-Иркутск и Омск-Иркутск, которые сходятся в районе Анжеро-Судженска». Хотя кемеровское ЗАО «Кузнецкий уголь» удалось построить в 2006 году Итатский НПЗ в Тяжинском районе по переработке 40 тыс. тонн нефти в год и начать строительство более крупного, на 1,2 млн тонн нефти, Тяжинского завода.
Тем не менее, основные, самые крупные и продвинувшиеся дальше других проекты нефтепереработки в Кузбассе сосредоточены в районе Анжеро-Судженска. Юрий Кушнеров, председатель совета директоров новокузнецкого ЗАО «НефтеХимСервис», назвал эту точку «удивительным месторасположением». Сейчас в списке строящих там перерабатывающих мощностей два завода ООО «Холдинговая Компания «КЕМ-ОЙЛ», на одном из которых («Анжерская нефтегазовая компания») в начале сентября планируется запустить первую ректификационную установку мощностью 120 тыс. тонн нефти в год.
В конце 2007 года появился проект Яйского НПЗ, который был одобрен коллегией администрации Кемеровской области и который реализует компания «Нефтехимсервис». Юрий Кушнеров назвал «перспективным» бизнес в сфере нефтепереработки в связи с тем, что «в России 40% добываемой нефти не имеет переработки, и та, что есть, далека от совершенства». Строительство Яйского завода идёт плановыми темпами, начало переработки нефти на нём намечено на следующий год. А вот будет ли реализован заявленный ранее компанией «Кузнецкий уголь» проект строительства Тяжинского НПЗ, сейчас неясно. В июне нынешнего года арбитражный суд ввел в ООО «Тяжинский НПЗ» процедуру банкротства наблюдение.
 
Пока открыто
«Рынок оптовых поставок ГСМ является высококонцентрированным, поскольку основные поставки ведутся с нескольких нефтеперерабатывающих заводов», отмечается в паспорте программы развития конкуренции в Кемеровской области. Тем не менее, «говорить о закрытости рынка пока рано», – считает представитель Черниговского НПЗ. Кузбасский рынок оптовых поставок ГСМ представлен различными игроками: крупными компаниями федерального уровня, местными производителями и небольшими трейдерскими фирмами. По оценкам специалистов, основную долю рынка оптовых поставок ГСМ держат крупные компании такие как «Роснефть», «Кем-Ойл», «Газпромнефть – Кузбасс». По мнению одного из представителей рынка, главным игроком рынка выступает компания «Роснефть»: «они давно на рынке, у них достаточно крупные масштабы, и они могут позволить себе играть ценами».
Хотя это не означает, что другим компаниям на рынке нет места. Так представитель Черниговского НПЗ сообщил, что предприятие поставляет ГСМ предприятиям химической, угольной промышленности и сельского хозяйства, производит оптовые поставки в соседние регионы – на Алтай, в Красноярский край и Хакасию. За первое полугодие 2010 года завод отгрузи 12 тыс. тонн дизельного топлива, и планирует уже в ближайшее время увеличить свои мощности. В то же время, по его оценке, особенностью кузбасского оптового рынка ГСМ, как и раньше, остаётся наличие большого числа мелких трейдерских фирм или попросту перекупщиков. «Фирмы-однодневки создают теневой имидж рынка оптовых поставок ГСМ, они раз в год меняют название, а вот руководство и спецтехника – всё остается прежним». Вероятно, «это в первую очередь связано с нежеланием платить налоги.
Иногда такие поставщики предлагают топливо определенной марки под видом технологического топлива, чтобы снизить налоговые отчисления. По признанию представителя Черниговского НПЗ, завод не может иногда напрямую сотрудничать с некоторыми транспортными предприятиями и осуществлять прямые оптовые поставки, т.к. вход открыт только через среду перекупщиков. «Именно в этом звене царит коррупция, и отмечаются так называемые откаты», – отмечает он.
Что касается крупных игроков, то по оценкам экспертов, рынок достаточно прозрачен, у каждого свои потребители, свой спрос и все давно распределено. При этом «зайти на рынок легко, а найти потребителя и удержать свою долю непросто».
 
Своя бочка
Потребление нефтепродуктов в Кузбассе примерно на 10% выше, чем в соседних областях – Новосибирской и Томской, а также Алтайском крае, прежде всего, в силу более высокого уровня развития промышленности. При этом в Кемеровской области пока нет ни одного крупного НПЗ. Впрочем, как и у соседей за исключением Красноярского края. Поэтому власти региона предполагают, что ввод в строй крупных перерабатывающих мощностей станет существенным фактором развития конкуренции на региональном рынке ГСМ. Особый расчёт при этом делается на реализацию уже упомянутого проекта Яйского НПЗ. Губернатор Аман Тулеев назвал его одним из важнейших инфраструктурных проектов десятилетия, который «означает рождение в регионе нефтехимической отрасли». По его оценке, собственное производство ГСМ позволит исключить из цены топлива транспортную, которая сегодня составляет около 15%».
По данным сайта компании ЗАО «Нефтехимсервис», мощность Яйского нефтеперерабатывающего завода составит 3 млн тонн нефти в год с глубиной переработкой в 85-90%. После выхода предприятия на полную мощность Кемеровская область на 60% будет обеспечена мазутом, а также другими видами ГСМ, включая нефтяной кокс, импортируемый в настоящее время из Китая. «Несомненно, что проект строительства Яйского НПЗ позволит создать новую нефтеперерабатывающую отрасль в Кузбассе и снизить зависимость от поставок моторного топлива из других регионов. Но говорить о том, что ввод завода сильно потеснить сегодняшних производителей и доли рынка резко перераспределятся рано», – отметил представитель Черниговского НПЗ. По его мнению, Яйский НПЗ строится, скорее всего, уже под определенных потребителей, с которыми уже заключены устные договоренности». Хотя председатель совета директоров ЗАО «Нефтехимсервис» Юрий Кушнеров заявлял, что «мы строим завод не только регионального, но и федерального значения».
Площадка этого завода расположена в 800 метрах от магистрального нефтепровода Александровское (Томская область) – Анжеро-Судженск – Иркутск, что призвано обеспечить устойчивую работу предприятия и сократить расходы на транспортировку сырой нефти. В 2 километрах располагается действующая станция «Судженка» Западно-Сибирской железной дороги, на которой предполагается грузить готовую продукцию Яйского НПЗ. Как ранее сообщал «Авант-ПАРТНЕР» сейчас на площадке НПЗ заканчивается строительство товарно-сырьевого парка. Здесь построены резервуары для хранения сырой нефти и нефтепродуктов, подстанция мощностью 16 МВт, линия электропередач протяженностью 5 км, а также теплый и холодный склады для хранения химических реагентов. Завершается укладка фундаментов для установки основного оборудования, введен в эксплуатацию административно-бытовой комбинат общей площадью 2,6 тыс. кв. м, возводятся объекты инженерной инфраструктуры, строятся железнодорожные пути к станции Судженка.
Предусмотрено, что Яйский НПЗ будет выпускать бензин разных марок, включая высокооктановые сорта стандартов «евро-3» и «евро-4», дизельное топливо, что существенно отличает этот проект от большинства остальных кузбасских НПЗ, ограничивающихся чаще всего выработкой дизтоплива и прямогонного бензина. Кроме того, первоначальные планы «Нефтехимсервиса» были подкорректированы, и в окончательном виде предусматривают строительство производств стабильного бензина, нефтяного кокса, а также полипропилена, то есть, создания уже нефтехимического предприятия. «Запуск на полную мощность Яйского НПЗ состоится в 2014 году», – сообщил Александр Говор генеральный директор ЗАО «Нефтехимсервис». Общий объём инвестиций должен составить 37 млрд рублей, из них с начала строительства до сегодняшнего дня вложено 3,4 млрд рублей, отметил глава компании.
Впрочем, пока этот проект будет реализован часть рынка смогут занять другие переработчики, если их заводы будут построены или расширены быстрее. Так или иначе, через три-четыре года рынок нефтепродуктов Кузбасса обещает стать сферы конкуренции в первую очередь производителей, а уже потом поставщиков и крупных нефтяных компаний.
Ольга Лобанова
 

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко