-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.09.2009

Движения вверх и вниз

Две отрасли промышленности Кузбасса, ещё недавно выступавшие в качестве лидеров региональной экономики, одна по абсолютным показателям, другая – по темпам роста, с наступлением кризисных времен оказались в разном положении. Угольная промышленность, пережив короткий период глубокого спада, постепенно начала выправляться. Машиностроение пока остаётся в лидерах по темпам спада, хотя падают далеко не все.
 
Подъём в углепроме, каким бы условным он не был, уже заметили, с надеждой, власти региона. Губернатор Аман Тулеев заявил об этом, сославшись на то, что во втором квартале она выросла до 44 млн тонн против 39 млн тонн в первой четверти года. В конце прошлого года Кузбасс, до того уверенно наращивавший добычу из года в год, оказался, по словам губернатора, «в эпицентре кризиса» потому, что местные предприятия «наиболее интегрированы в мировую экономику и продают уголь и металл в 85 стран мира», а спрос на мировом рынке на их продукцию резко упал. Но с начала нынешнего года производители Кузбасса нашли новые рынки сбыта своей продукции не только в Великобритании, Голландии и Финляндии, но и в Азии. Во втором квартале им удалось «заключить крупные долгосрочные контракты о поставках коксующегося  угля» в Китай, Японию и Южную Корею.
Ожидается, что растущий спрос на уголь на экспортных рынках и оживление в металлургии приведёт к росту цен. В конце августа замгубернатора Кузбасса по угольной промышленности и энергетике Андрей Малахов сообщил о первых признаках «хороших денег»: ведущие угольные компании региона с 1 сентября объявили об увеличении на 200 рублей за тонну цен на угольный концентрат коксующихся марок, т.е. до 1,6-1,8 тыс. рублей за тонну. В сентябре появились сообщения о намерении угольщиков поднять цену за коксующийся концентрат уже до 2 тыс. рублей за тонну. Что, однако, по-прежнему далеко от исторического максимума прошлого года в 5-6 тыс. рублей. По оценке Андрея Малахова, значительная часть шахт Кузнецкого бассейна, добывающих коксующийся уголь, работает в убыток, имея себестоимость добычи угля более 2 тыс. рублей за тонну.
Совладелец холдинга «Сибуглемет» Анатолий Скуров назвал рост цен на коксующийся уголь лишь показателем оживления металлургии, который пока не означает, что цены скоро вернутся на докризисный уровень. Председатель совета директоров ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев согласился, что цены на экспортный энергетический уголь выросли, но ненамного. По мнению Владимира Баскакова, гендиректора ОАО «ХК «СДС-Уголь», и даже эта небольшая прибавка может быть съедена ростом расходов на железнодорожные перевозки, ведь ОАО «Первая грузовая компания» («дочка» ОАО «Российские железные дороги»), по его данным, уже уведомила угольщиков об увеличении тарифов с октября. Главным «кормильцем» угольщиков выступает экспорт, а внутренний спрос на уголь, по оценкам специалистов, практически не растет, по крайней мере, со стороны энергетиков.
Впрочем, на фоне углепрома положение в машиностроении Кузбасса намного сложнее. В прошлом году отрасль росла с темпом (за 9 месяцев 2008 года) в 30%, при этом производство машин и оборудования увеличилось на 24 %, электрооборудования – на 27%, транспортных средств – на 34%. И это был не первый год быстрых темпов развития. Ситуация резко поменялась в этом году: за 7 месяцев, по данным территориального органа Федеральной службы госстатистики по Кемеровской области, сокращение производства в машиностроении составило 35-70%. Например, выпуск машин и оборудования снизился в 3,24 раза, электрооборудования – в 1,45 раза, транспортных средств – в 1,5 раза. Правда, по данным статистики, ситуация несколько улучшилась в июле, когда производство машин и оборудования, а также транспортных средств показали рост на 25-50% к уровню предыдущего месяца, но пока нельзя сказать, станет ли это тенденцией. Тем более что к уровню июля 2008 года показатели нынешнего года по-прежнему невысоки – 41-56%, в зависимости от подотрасли.
Очевидно, что машиностроение сократилось так сильно из-за резкого падения инвестиционного спроса (производителей потребительских изделий, бытовых приборов и электроники в Кузбассе практически нет). Развиваясь вслед за бурно растущим углепромом, гражданским и промышленным строительством, модернизирующейся металлургией, отрасль оказалась и «заложником» их роста. Первое, что сделали они с наступлением трудным времен, отказались полностью или резко сократили заказы на оборудование и машины. А за счёт поставок запасных частей и выполнения ремонтов выжить трудно. Экспорт также, в отличие от угольной отрасли, не может выступить «кормильцем» кузбасского машиностроения, лишь небольшое число производителей, такие как ОАО «Объединенные машиностроительные технологии» и ООО «Юргинский машиностроительный завод» (Юрмаш), поставляют свою продукцию за рубеж. Но тоже не в таком объёме, чтобы это обеспечивало благополучие производителей.
Евгений Витук, и.о. начальника отдела машиностроения обладминистрации, отмечает, что кризис в отрасли носит отчётливо выраженный структурный характер, кого-то из производителей он затронул сильнее, кого-то в меньшей степени. К примеру, Калтанский завод котлов и трубопроводов продолжает увеличивать производство, несмотря на кризис, добавил за полгода 42%, т.к. не зависит от заказчиков из одной отрасли, работает и на энергетику, и на металлургию, и на строительство. ОАО «Анжерский машиностроительный завод», по его оценке, относительно лучше других выглядит в финансовом отношении потому, что гендиректор предприятия и его основной собственник Александр Альков создал своего рода задел на будущее, запас прочности в виде хорошо налаженных связей с заказчиками. В результате, по данным отчётности предприятия, в первом полугодии 2009 года завод сократил выручку всего на 8,4%, с 523,37 млн рублей год назад до 479,16 млн рублей. И сохранил при этом рентабельный характер работы: чистая прибыль составила 93,82 млн рублей против 110,9 млн рублей.
По данным департамента промышленности обладминистрации, стабильно работают и некоторые другие предприятия отрасли, специализирующиеся на обслуживании угольщиков, например, киселевские ООО «Углемаш» и ОМТ. Хотя без трудностей не обходится и тут, «Объединенные машиностроительные технологии» оказались «на ковре» областного антикризисного штаба, накопив задолженность по зарплате и налогам. Но представители администрации Киселевска заверили, что предприятие развивается, и долги возникли как раз в ходе такого развития. Аналогичным образом пришлось оправдываться на заседании штаба за образовавшиеся долги гендиректору кемеровского ООО «НПО «Кузбассэлектромотор» (КЭМЗ, входит в «ЭДС-Холдинг») Сергею Юнгблюдту. Хотя это предприятие реализует едва ли не единственный крупный инвестпроект в отрасли региона, – по решению головного холдинга переводит из Москвы с завода «Динамо-Плюс» производство двигателей для экскаваторов и подземных шахтных электровозов. Цена перевода – 45-50 млн рублей с учётом приобретения нового оборудования и обучения коллектива. Новое производство, обещает Сергей Юнгблюдт, позволит вывезти КЭМЗ из кризиса.
В сложном положении оказались предприятия, претендовавшие на статус рекордсменов развития в докризисный период – производители транспортных средств. В Кемерове – это «Кузбасская вагоностроительная компания» (КВСК, филиал ОАО «Алтайвагон» холдинга «СДС-Маш»), в Новокузнецке – построенный в конце прошлого года вагоностроительный завод. Последнему крупно не повезло, завод стоял без заказов почти весь 2009 года, пока, по данным Евгения Витука, не удалось с помощью обладминистрации пробить заказ на производство 120 новых вагонов для ОАО «Первая грузовая компания». Выручит ли это его, поможет ли выжить, пока неясно. Как пояснил пресс-секретарь «СДС-Маша» Максим Захаров, «Алтай-вагон» начал восстанавливать производство полувагонов только с лета, сейчас имеет стабильный портфель заказов до конца года со стороны частных перевозчиков. В то же время «КВСК помогла выжить химия»: спрос на железнодорожные платформы упал настолько, что пришлось полностью отказаться от их производства, выручило производство контейнеров-цистерн для перевозки сжиженного газа.
Антон Старожилов

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко