-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 24 от 24.11.2009

Заинтересовать инвестора

 
Владимир Вениаминович СТРЕНАЛЮК, заместитель исполнительного директора НП «Национальное содружество бизнес-ангелов».
 
Сколько приходится слышать о том, что идей у нас много, но нет инвесторов, которые были бы заинтересованы в реализации этих идей. Но, чтобы заинтересовать потенциального инвестора, необходимо не только увлечённо рассказывать о своём изобретении, но и  грамотно подготовить инвестиционное предложение. Что оно должно в себя включать и как его правильно написать, – об этом на семинаре-тренинге «Практика развития инновационного бизнеса», проходившего в начале ноября в Кемерове, рассказал Владимир Вениаминович СТРЕНАЛЮК, заместитель исполнительного директора НП «Национальное содружество бизнес-ангелов». Мы представляем небольшие «выжимки» из его рассказа, конечно, недостаточные, чтобы после прочтения стать специалистом по подготовке бизнес-предложения, но дающие понимание объёма работ, необходимых для его составления.
 
7 естественных вопроса инвестора
Принципиальное отличие инновационных проектов ранних стадий – рассмотрение интересующих параметров проекта в перспективе (оценка будущего) в условиях неопределённости. Поэтому на начальном этапе для инициаторов проекта очень важно ответить на 7 основных, так называемых «естественных вопросов инвестора».
  1. Что продаём на рынке? Продукт и степень его готовности. Чем он лучше аналогов (конкурентов)? Насколько реально получить такой продукт?
  2. Какова рентабельность продукта? Где рентабельность=(цена-себестоимость)/себестоимость. Она должна быть выше, чем в традиционном бизнесе. Рассматриваемая рентабельность больше 100%.
  3. Кто покупатели? Почему они будут покупать? Объём рынка продукта должен быть более 100 млн долларов.
  4. Сколько нужно денег? Статьи расходов? Рассматриваемые вложения менее 1 млн долларов.
  5. Сколько я заработаю и когда? Кому я смогу продать свою долю бизнеса? Увеличение стоимости бизнеса за 5 лет должно составить минимум в 5 раз.
  6. Насколько это надёжно? Как защитить бизнес? Здесь важны вопросы защиты интеллектуальной собственности, «барьеры» входа/выхода, работы на рынках.
  7. Кто всем этим будет заниматься? Здесь инвестор оценивает команду: мотивацию, энергичность, компетентность (опыт). Не последнюю роль играет для инвестора ответ на вопрос: «Можно ли им доверять?».
Фактически – это выбор бизнес-модели для реализации проекта.
Если же технология позволяет создать несколько продуктов, то для оценки перспективности проекта нужно отдельно описать каждый и на каждый написать заявку. Реально выбирается наиболее интересный продукт, соответствующий критериям инвестора.
В Национальном содружестве бизнес-ангелов для описания проекта последовательно используется 3 этапа. Во-первых, анкета инновационного проекта (заявка на привлечение инвестиций) – заполняется на сайте содружества (http://www.russba.ru) в режиме он-лайн. Во-вторых, если проект заинтересовал и был отобран для дальнейшего рассмотрения, то следующий шаг – написание бизнес-предложения или краткого бизнес-плана – более развернутая информация, готовится по высылаемому формату. И, в-третьих, если проект проходит первые 2 этапа, то далее готовится презентация для потенциальных инвесторов.
 
Бизнес-предложение
Исходя из вышесказанного, в бизнес-предложение должны быть обязательно включены следующие аспекты.
1. Описание предполагаемой технологии (продукта). Описывая продукт необходимо понимать, что конкретно продаётся, так как продукт не всегда является товаром. Так же указать какова стадия развития продукта (идея, опытный образец, завершенные НИОКР, малая серия и т.п.), есть ли подтверждения заявленных качеств продукции независимыми исследованиями, в чём новизна продукта, его инновационность, сильные/слабые стороны и т.п.
2. Конкурентные преимущества и конкуренты. Иногда, авторы утверждают, что у них конкурентов нет, но на практике это означает, что нет рынка. При описании конкурентов необходимо указать прямых и неявных конкурентов, их сильные/слабые стороны, состояние конкурентной среды (сколько, уровень бизнеса, рентабельность).
3. Правовая защита интеллектуальной собственности. Нужно помнить, что патентная политика – часть стратегии продаж и развития компании. Патент ради патента для бизнеса не интересен.
4. Рынок, способы продвижения и стоимость нового товара. Описывая рынок, нужно указать общий объём рынка (мирового, регионального) в денежном выражении и количестве продаваемого продукта, сегменты, в которых планируется продажа. Темпы роста рынка. Альтернативные продукты и услуги. Объём спроса сейчас и в будущем. (Обзоры рынка, используемая информация) Главные покупатели, почему они будут покупать продукт с заявленными параметрами и по установленным ценам (портрет покупателя). Каналы сбыта, ценовая политика. Стратегия выхода на рынок, стратегия продаж.
5. Информация о компании (команде). Правовой статус. Владельцы. Один из самых ключевых вопросов. Бизнес делают люди. Нужно понимать, что без изобретателя ничего не сделаешь, так как все знания, опыт у него в голове/руках, поэтому инвесторы серьёзно оценивают человеческие качества изобретателя: его адекватность, доброжелательность, порядочность, гибкость,  умение следовать пожеланиям инвестора и т.п. Редкая удача – изобретатель и директор в одном лице. Чаще всего в команде, кроме изобретателя присутствует менеджер. Низкая квалификация – основа для отказа от проекта.
6. Потребности в инвестировании. Финансовые показатели.
7. Выход инвестора из проекта.
8. Приложения. Маркетинговые исследования рынка, баланс компании, отчеты, аудиторские заключения и т.п.
При беглом знакомстве с этими пунктами создаётся впечатление, что инициаторам проекта никогда не осилить такое масштабное исследование, но на самом деле, на первом этапе необходима лишь качественная оценка. Хотя, конечно, для того, чтобы составить подобное бизнес-предложение необходимо проанализировать большие массивы информации. Многое есть в открытом доступе. Это сайты: службы государственной статистики, МЭРТ РФ, Институт экономики переходного периода; также деловая пресса.
 
Проблемы подготовки инновационных проектов
При подготовке бизнес-проектов для презентации инвестору, мы сталкиваемся примерно с одним и тем же перечнем вопросов, на которые надо обратить внимание тем, кто хочет выйти на инвестора для своего проекта.
Первая – это преувеличение роли технологий и авторов разработок в проекте. Здесь важно понимать, что на начальном этапе стоимость проекта равна нулю, ведь отсутствует денежный поток, создающий стоимость. Из-за этого преувеличения возникают нежелание авторов делегировать полномочия и сложности с распределением долей.
Вторая проблема – непонимание сущности взаимодействия бизнес-ангелов и инновационных компаний. Непонимание того, бизнес-ангел – это не только деньги, это опыт коммерциализации, связи и т.п. Поэтому он занимается стратегическим управлением компании. Российская практика показывает, что бизнес-ангел, как правило, приобретает контрольный пакет (51%). Сроки инвестирования 5-7 лет.
Третье, непонимание критериев по которым происходит отбор компаний для инвестирования. Здесь очень важна оценка рынка, как уже говорилось выше, его ёмкость должна превышать 100 млн долларов, и иметь темпы роста более 15% в год.
Четвёртое, недостаточный уровень подготовки бизнес-предложений. Степень проработки бизнес-предложения показывает уровень квалификации менеджмента компании. Поэтому вывести на инвестора неподготовленный проект, почти то же самое, что закрыть ему будущее для данного инвестора.
Пятое, недооценка рыночных факторов, влияющих на успешность проекта. Здесь и недостаточно чёткое представление о рынке: уровень конкуренции, объём рынка, цены, темпы роста потребления и т.п. Недооценка конкурирующих технологий. Сложность выхода на ключевого потребителя. Непонимание сложности первичного этапа: максимальный риск, связанный, в том числе, с незнанием объёма продаж, высокие издержки производства, значительные расходы на продвижение и рекламу.
Шестое, отсутствие у компании опытного менеджера, отсюда низкий уровень управления. Нежелание и отсутствие возможности привлечь консалтинговые компании. В мире эта проблема решается привлечением менеджера за долю в компании.
И, наконец, седьмое, проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью. Это и неправильно составленные патенты, и опасения авторов, что инвестор может украсть у них идею. Со своей стороны скажу, что опасения эти беспочвенные, так как, во-первых, у инвестора другой бизнес, а, во-вторых, двигать проект без изобретателя практически невозможно. Мало того, не было еще ни одно успешного проекта, когда из него выходил изобретатель.
 
И, напоследок, для потенциальных заявителей, инициаторов проекта. Очень важно помнить, что оценка инвестиционной привлекательности происходит по критериям, не связанным с трудозатратами, оценивается только коммерческий потенциал. И всегда лучше иметь 1% от успешной компании, чем 100%  в компании, которая ничего не стоит.
Галина Красильникова

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко