-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 31.05.2011

Сокращение угольщиков

Концентрации капитала и сокращение числа независимых производителей характерны для угольной промышленности так же, как и для других отраслей современной экономики. Выгоды большой компании очевидны. Их на более выгодных условиях кредитуют банки, им больше внимания и поддержки оказывают власти. Обладая большими возможностями в производстве и капиталах, они могут позволить себе крупные инвестиционные проекты, имеют возможность привлечь самых опытных и дорогих специалистов и многое другое.
 
В углепроме Кузбасса первоначальная концентрация производственных активов была произведена государством, сугубо административными решениями, создавшим крупные холдинговые компании. Таковых к концу 90­х годов прошлого столетия было около десятка, именовавшихся главным образом по географическому признаку — «Кузбассразрезуголь», «Кузнецкуголь», «Северокузбассуголь», «Ленинскуголь», «Беловоуголь», «Киселёвскуголь», «Прокопьевскуголь», «Междуреченскуголь» и «Южный Кузбасс». Особняком стояли отдельно приватизированные ЗАО «Черниговец», ОАО «Междуречье», ЗАО «Распадская» и некоторые другие шахты, разрезы и обогатительные фабрики.
Сегодня от первоначально сформированных угольных холдингов практически ничего не осталось. Даже те, по старому «объединения», что были сформированы в начале 1990­х, а затем приватизированы, претерпели существенные изменения. Взять ту же компанию «Кузбассразрезуголь». В своё время она была одним из первых приватизированных угольных холдингов, но тогда в 1997­1998 годах это было ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь», а сейчас это — ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ), учреждённая в 2003 году отдельными разрезами из состава ХК «Кузбассразрезуголь» и компаниями акционеров холдинга. Нет уже ни холдинговой компании, ни отдельных разрезов, само их число сокращено вдвое. И всё же это — фактически та же компания. Ведь производственные активы остались прежними, за исключением, конечно, построенных заново. К тому же «Кузбассразрезуголь» остаётся под контролем одних и тех же акционеров во главе с предпринимателем Искандаром Махмудовым.
Аналогичным образом со времён большой угольной приватизации конца 1990­х — начала 2000­х годов сохранилась под контролем своего первого акционера (второй вышел несколько лет назад из этого партнёрства) и практически неизменной в своём составе угольная компания «Южный Кузбасс». Точнее сказать, группа «Южного Кузбасса», поскольку вслед за этой компанией её частные акционеры (тогда ими были кузбасские предприниматели Игорь Зюзин и Владимир Иорих, сформировавшие затем группу «Мечел») приобрели ещё и компанию «Междуреченскуголь». А уже через год после этого, в конце 2002 года присоединили её к «Южному Кузбассу». Впрочем, это «объединение» было особым, в качестве самостоятельного холдинга оно не создавалось, в него государство просто внесло остатки некоторых активов «Южного Кузбасса» — по 25% акций шахт им. Ленина и «Усинская», разреза «Ольжерасский» и пакеты меньшего размера в обогатительной фабрике «Кузбасская» и автобазы «Распадская».
Логику приобретения и последующего присоединения «Междуреченскугля» понять несложно: получив основной контроль над «Южным Кузбассом», его собственники постарались взять и полный контроль над его активами. Интересно, что такая консолидация для кузбасского углепрома вовсе нехарактерна. Государство формировало угольные холдинги главным образом по географическому признаку, по расположению активов рядом друг с другом. Однако практически все приобретённые у государства частными собственниками угольные холдинги Кузбасса в прежнем виде уже не существуют. Трудно вспомнить сегодня, что из себя представляла компания «Киселёвскуголь», купленная в начале 2002 года группой «Русинкор» в общем­то, ради одного единственного актива  — недостроенной на тот момент шахты «Котинская», да ещё ради разреза «Майский», построенного уже в рыночную эпоху. Две другие шахты в составе компании — «Дальние Горы» и «Краснокаменская» — были убыточными, и особой ценности не представляли. В итоге, «Русинкор» в угольщиках долго не задержался. Не прошло и полутора лет после пуска «Котинской», как весь «Киселёвскуголь» был продан ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). Правда, «Дальние Горы» и «Краснокаменская» отошли под контроль акционеров КРУ, затем были проданы барнаульскому ЗАО «ИК «ЮКАС­Холдинг», а вот «Котинская» и «Майская» и по сей день среди лучших активов СУЭК в Кузбассе.
Заметно поменялась конфигурация другого угольного холдинга из этого же района Кузбасса — компании «Прокопьевскуголь». Одна из первых, находясь тогда, в 1998 году в собственности государства, она была обанкрочена. Затем на базе её активов была сформирована новая компания с таким же названием. Потом, в 2001 году, её разделили на собственно «Прокопьевскуголь» и «Ерунаковскую угольную компанию» (ЕрУК). Из ЕрУКа сделали «РОСА Кузбасс», продав перед этим разрез «Таёжный» КРУ, а потом — Талдинскую горно­добывающую компанию (ТГДК). Летом 2007 года «РОСА» полностью вышла из угольного бизнеса, продав перед этим созданную на базе своих кузбасских активов ТГДК. Теперь вместо неё на рынке действует «Талдинская угольная компания» (в собственности новокузнецкого угольщика Александра Щукина).
«Прокопьевскуголь» последовательно переходил от группы «Миком» к группе «Стилтекс», ФПГ «Прокопьевскуголь» предпринимателя Александра Бобовникова (это он в сентябре 2002 года разделил компанию на прокопьевскую часть и ЕрУК), потом — акционерам КРУ, потом — Новолипецкому меткомбинату, и последние четыре года холдингу «Сибирский деловой союз» (СДС). За минусом двух шахт — «Зенковская» и «Коксовая» — выделившихся в отдельную компанию.
Надо отметить, что разделение и/или продажи «Киселёвскугля» и «Прокопьевскугля», а также компании «Кузбассуголь», проходили сравнительно мирно, без судебных разбирательств, привлечения силовых структур для захвата контроля над компаниями. Возможно, из­за относительно низкой привлекательности основной части активов этих компаний. Напротив, контроль над некоторыми другими угольными предприятиями переходил главным образом с применением судебных и внесудебных методов борьбы. Как это было, к примеру, с разрезом «Черниговец», который в 2000 году перешёл под контроль акционеров нынешнего СДС. С него и началось формирование угольной компании, которая в этом году может стать третьей по объёму добычи после КРУ и «СУЭК­Кузбасс», обогнав ведущих свою историю ещё с ранних рыночных времен «Южкузбассуголь», «Распадскую» и «Южный Кузбасс».
Надо сказать, что сегодня в углепроме Кузбасса есть, пожалуй, только ещё два подобных примера компаний, сформированных главным образом за счёт приобретений активов на рынке. Угольная компания «Заречная» сама началась с покупки. Украинский концерн «Энерго» в конце 90­х годов прошлого века приобрёл у угольной компании «Ленинскуголь» (тогда полностью государственной) шахту «Заречная», к которой затем были прикуплены ещё две действующие шахты и два строящихся актива. Кемеровская группа «Стройсервис» начинала свой бизнес как металлоторговая компания, но затем приобрела контрольный пакет акций ОАО «Разрез «Шестаки» и ещё три добывающих актива и углеобогатительную фабрику.
Несмотря на отдельные успехи в собирании активов концентрации углепрома и консолидации отрасли в рамках немногих крупных холдингов, как это случилось в металлургии и в энергетике, пока не произошло. Есть ещё возможности для концентрации.
Антон Старожилов
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко