-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 31.05.2011

Опасно-ответственное страхование

 
С 1 января 2012 года в России начнёт действовать новый закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Предполагается, что он не только увеличит существующие сегодня страховые лимиты, но и защитит работников опасных производств, которые чаще всего страдают при ЧП на производстве
 
Долгий путь закона
Напомним, в первом чтении Госдума приняла этот законопроект ещё в 2005 году, но из-за сопротивления промышленного лобби окончательное его принятие откладывалось. Катализатором принятия закона в 2010 году стали крупные аварии, произошедшие на Саяно-Шушенской ГЭС и на кузбасских шахтах.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) происходит сейчас в соответствии с законами №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и №117 «О безопасности гидротехнических сооружений». Согласно этим законам заключение страхового договора является необходимым условием для получения и продления лицензий на определённые виды деятельности. Несовершенство действующих норм с точки зрения страховой защиты — неадекватные возможному ущербу страховые суммы (от 100 тыс. до 7 млн рублей). Кроме того, под страховую защиту не попадают пострадавшие работники предприятий, так как они связаны со страхователем трудовыми отношениями, и потому не относятся по закону к третьим лицам. Но, как известно, именно они чаще всего страдают на производственных авариях. Новый закон устраняет все эти «недоразумения». Предельная сумма выплат для предприятий, которые в обязательном порядке готовят декларацию о промышленной безопасности, составит до 6,5 млрд рублей (в зависимости от максимально возможного количества потерпевших). Для опасных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, в отношении которых не предусмотрено составление декларации, страховые выплаты составят до 50 млн рублей; для сетей газопотребления и газоснабжения — до 25 млн рублей и для иных опасных объектов — до 10 млн рублей.
Стоит отметить, что на сегодняшний день далеко не все предприятия, обязанные страховать свою ответственность по 116 и 117 законам, делают это. «В целом страхование ответственности довольно активно развивается, многие предприятия из разных сфер деятельности добровольно страхуют профессиональную ответственность своего персонала, ответственность за качество выполнения работ, услуг и так далее, — рассказывает Вячеслав Фёдоров, директор кемеровского филиала СК «МАКС».  — Что касается страхования в рамках закона №116, то некоторые эксперты утверждают, что реально застрахованы только 20% опасных объектов». «По крупному бизнесу объём застрахованных объектов приближается к 90%, по мелкому и среднему – это не более 50%, — добавляет исполнительный директор СК «СДС» Ольга Бутковская. — Если несколько лет назад те же автозаправочные станции заключали такие договоры, то сейчас идут на это крайне редко. Теоретически и они обязаны страховаться, так как имеют дело с горючими веществами. Но так как сейчас нет органа, который бы жёстко наблюдал за ними, они уклоняются от страхования под различными предлогами. Хотя у крупных предприятий такая страховка есть, но она абсолютно формальна: при серьёзной аварии выплаты даже в 7 млн рублей мало. Скорее, это страховка для надзорных органов, а не для реальной защиты». 
 
Рынок готовится к росту
По оценке Вячеслава Фёдорова, в настоящее время объём данного рынка в регионе составляет около 10 млн рублей страховых взносов в год. Размеры рынка после 1 января 2012 года, с введением в действие нового закона, оценить сложно — хотя бы потому, что окончательно тарифы ещё не утверждены. Прогнозы опрошенных экспертов очень разнятся. Так, Вячеслав Фёдоров предполагает увеличение в 3-4 раза, директор Кемеровского филиала страховой группы «СОГАЗ» Максим Филимонов ожидает роста в 10-20 раз.
Уже сегодня многие промышленные предприятия, планируя бюджеты на следующий год, интересуются тем, сколько же средств закладывать на страхование. В компании «Согаз» рекомендуют планировать увеличение расходов по ОПО в 10-20 раз. «Больше денег, чем это предписано законом, мы всё равно с клиента не возьмём, — поясняет директор Кемеровского филиала «Согаз». — Если клиент потом потратит денег меньше, сэкономит, — хорошо. Важнее не оказаться в ситуации, когда объект надо застраховать, а денег на это не будет, — тогда эксплуатация объекта будет запрещена. Так что лучше заложить денег побольше». 
Большинство крупных промышленных предприятий Кемеровской области входят в состав вертикально-интегрированных холдингов, головные офисы которых находятся за пределами региона. Несмотря на распространённую практику заключать договоры на оказание финансовых услуг на уровне главного офиса, страхование по ОПО, по словам Максима Филимонова, происходит чаще всего в регионе присутствия подразделения компании из-за небольших сумм страховой премии. Однако Ольга Бутковская прогнозирует, что с введением нового закона по ОПО ситуация может измениться: «Когда объём ответственности будет составлять миллиарды рублей, у меня очень большие сомнения, что договоры будут заключаться здесь, в регионе. Что касается ожидаемого объёма регионального рынка, то при его оценке мы отобрали только объекты, собственники которых находятся в Кузбассе. По нашим расчётам, объём ответственности по ним однозначно превысит 100 млрд рублей, объём рынка по собираемой премии будет в районе 400 млн рублей».
Но независимо от того, «уйдут» ли наиболее крупные страховые сделки по новому закону об ОПО за пределы кузбасского регионального рынка, или останутся в регионе, у многих местных компаний будут сложности с заходом на данный рынок. Для работы на нём необходимо иметь лицензию на перестраховочную деятельность, а значит, если они захотят страховать ОПО, минимальный уставной капитал с 1 января 2012 года для них повысится до 480 млн рублей. Между тем, по данным Агентства страховых новостей на 31 марта 2011 года, 12 кузбасских страховщиков недокапитализированы, совокупный дефицит их капитала составляет более 1 млрд рублей. «Среди кузбасских региональных компаний на сегодняшний день нет ни одной, у которой уставной капитал достигал бы 480 млн рублей, — отмечает Ольга Бутковская. — Лишь 2 или 3, в том числе «СДС-Страхование», заняты сейчас этим вопросом, соответственно, имеют шансы войти в профессиональное сообщество страховщиков, занимающихся страхованием ответственности».
 
Клиенты, недорого
В настоящее время рынок страхования ОПО переживает переходный период — страховщики набирают клиентскую базу, чтобы было с кем перезаключать договоры с 1 января следующего года. Отметим, что страхование ответственности довольно привлекательный для страховых организаций вид. Убыточность по нему меньше, чем даже по страхованию имущества. Для сравнения, коэффициент выплат в целом по рынку добровольного страхования ответственности (включая страхование ОПО) в Кемеровской области по итогам 1 квартала текущего года составил всего 7,26%. Как правило, страховые случаи нечасты и ущерб по ним невелик. Если оценивать убыточность исключительно по ОПО, в целом в России, по информации Максима Филимонова, она составляет порядка 10%, а в Кузбассе этот показатель и того ниже. Связано это с тем, что большинство опасных промышленных объектов в Кемеровской области закрытого типа и в случае аварии пострадавшими, как правило, оказываются работники предприятия (например, взрыв на шахте). А поскольку на них действие закона о промышленной безопасности не распространяется (третьими лицами они не являются), страховые выплаты по этому закону им не производятся. В то же время бывают и другие случаи.
«В нашей практике было 7 или 8 случаев вспышек бензина на застрахованных автозаправочных станциях, в результате было повреждено имущество третьих лиц — автомобили, — вспоминает Ольга Бутковская. — Как правило, эти станции страховали свою ответственность на 1 млн рублей, в момент страхового события на них находились один, максимум два автомобиля, так что страховой суммы вполне хватало на выплату ущерба. Также был случай, когда на строительной площадке упал груз со стрелы крана, пострадал проходящий мимо человек. 100 тыс. рублей, на которые была застрахована ответственность строительной компании, оказалось достаточно для выплаты пострадавшему. Но если бы людей было несколько или сорвался не груз, а упала стрела — последствия были бы более тяжкие, и лимита не хватило бы».
Изменится ли ситуация с привлекательностью данного вида после введения нового закона об ОПО? С одной стороны, увеличится премия, но любой обязательный вид страхования влечёт за собой увеличение убыточности. При формировании тарифа до 80% премии будет уходить на формирование резервов на выплаты, так что доходность снизится. При этом статистика Ростехнадзора свидетельствует о высокой степени износа оборудования на предприятиях (около 70%), поэтому вероятность наступления страхового случая с каждым годом только растёт. Впрочем, не все участники рынка смотрят на это пессимистично. «Объекты электроэнергетики, действительно, недостаточно модернизируются, — отмечает Максим Филимонов. — Но, к примеру, за угольными предприятиями контроль в последнее время усилен, многие угольщики вкладываются в новое оборудование, в безопасность, так что беспокойств эта отрасль вызывает меньше». «Собственники прекрасно понимают, что простой предприятия в случае аварии значительно снизит показатели прибыльности и ни к чему хорошему не приведёт, — добавляет Ольга Бутковская. — Сейчас, когда экономика выходит из кризиса, всё больше средств компании направляют на модернизацию. Инвестиционные программы ряда предприятий уже в этом году очень приличные, оборудование становится более высокотехнологичным и безопасным. К тому же в рамках нового закона предполагается солидарная ответственность страховщиков, значительная часть рисков по всем объектам будет перераспределена в единые перестраховочные ёмкости. Как правило, страховщики стараются очень большие объёмы ответственности на себе не оставлять, а перестраховать на российском или мировом рынке».
Примечательно, что на фоне усилившейся среди страховщиков конкуренции за новых клиентов сильно «упали» тарифы по ОПО. По данным Максима Филимонова, в среднем они сегодня составляют сотые доли процента, причём за последние годы они уменьшились на порядок. Более точно средний тариф для регионального рынка оценить довольно трудно — как уверяет Максим Филимонов, тарифы в Кемерове и Новокузнецке отличаются порой в два раза по аналогичным объектам: «Новокузнецк более промышленный город, чем Кемерово. Концентрация опасных предприятий там выше и они крупнее. Чем больше опасных объектов на предприятии, тем по более низкому тарифу его страхует страховщик».
Поясним, что, хотя закон о промышленной безопасности и определяет базовые тарифные ставки, каждая страховая компания имеет возможность разработать к базовым тарифам собственную линейку повышающих и понижающих коэффициентов, причём применение этих коэффициентов позволяет уменьшать тарифы в разы. По словам собеседников «Авант-ПАРТНЕРа», на рынке нередки случаи, когда в тендерах по страхованию ОПО за счёт критического снижения тарифа побеждают компании, финансовое положение которых не позволит возместить клиенту ущерб в случае страхового события. «Компании, которые ведут такую политику, просто недооценивают её опасность,— размышляет Ольга Бутковская.  — Испытывая кассовый разрыв, они считают, что единственная возможность его покрытия — это демпинг. Видимо, они просто не умеют работать со страхователем без демпинга  — за счёт повышения качества сервиса обслуживания, качества сопровождения договоров и урегулирования убытков. Поэтому «бегают по рынку» и «собирают любую копейку». В то же время цена вопроса для многих промышленных предприятий является определяющим фактором при выборе страховщика. Такие выводы можно сделать, анализируя итоги проводимых тендеров по ОПО. Были случаи, когда страховщики, не имеющие в Кузбассе даже представительства, побеждали в тендере только за счёт того, что предлагали стоимость страховки на 100 рублей дешевле. Но если страховой случай произойдёт, я слабо себе представляю, как будет производиться выплата».
Некоторые компании, вместо банального демпинга, пытаются усилить свои конкурентные позиции более широким покрытием  — к примеру, предложить клиенту возмещение убытков, возникших не только в результате аварии, но и в результате инцидента (то есть более мелкого происшествия, который не классифицируется как авария).
 
Особо ответственные
Хотя страховщики и жалуются на то, что страхование ответственности в России (и в Кузбассе в частности) ещё очень слабо развито, всё же они отмечают периодическое появление новых клиентов по страхованию ОПО. В основном это недавно зарегистрированные малые фирмы, которые приходят за страховкой в связи с требованиями контрольных и надзорных органов. «Но это мелкие договоры с ответственностью в 100 тыс. и премией в 300-400 рублей, — уточняет Ольга Бутковская. — Бывает, приходит предприниматель, который, работая ранее где-то на производстве механиком или прорабом, привык, что такая страховка должна быть. Поэтому, открыв своё дело, он заключает договор. Как правило, такие клиенты страхуют ответственность перед третьими лицами (при эксплуатации грузоподъёмных механизмов, при ведении сварочных либо газорезных работ)».
Поскольку закон о промышленной безопасности не подразумевает выплаты пострадавшим сотрудникам, социально ответственные угольные предприятия страхуют эти риски отдельно. Правда, уже в рамках страхования от несчастного случая. Причём страховщики отмечают рост страховых сумм по этим договорам  — если ещё 3 года назад страховая сумма не превышала нескольких сот тысяч рублей, то сейчас угольщики страхуют шахтёров на 1-2 млн рублей. Таким образом, они снижают нагрузку на бюджеты в случае аварий (угольная отрасль очень травмоопасная, аварии периодически случаются), а также получают налоговые преференции, поскольку расходы на страхование сотрудников от несчастного случая относятся на себестоимость продукции и услуг.
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко