-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 04.06.2013

Два лица ДМС

Андрей Игнатьев, директор Кемеровского филиала ОАО «СОГАЗ» Роман Силаев, директор кемеровского филиала компании «АльфаСтрахование» Евгений И, управляющий директор дивизиона «Сибирь» Группы Ренессанс страхование
Андрей Игнатьев: «Чем сильнее профсоюз – тем мощнее соцпакет, но экономика есть экономика…»
Роман Силаев: «Убедить человека пойти и купить полис ДМС у нас достаточно сложно»
Евгений И: «Сегодня лишь единичные игроки страхового рынка предлагают ДМС для частных лиц»
 
2012 год страховщики называют годом восстановления добровольного медицинского страхования (ДМС) – по объёму страховой премии рынок вернулся к докризисным показателям. Но особо воодушевления представителей страхового бизнеса в связи с этим в Кузбассе не наблюдается. Скорее, рынок замер в ожидании – в свете неблагоприятной экономической ситуации в базовых отраслях региональной экономики корпоративные клиенты могут вновь убрать ДМС из соцпакетов работников.
 
Индивидуальный ДМС
Рынок ДМС в России по-прежнему остаётся преимущественно корпоративным – по разным оценкам, сегмент частных клиентов занимает на нём от 5 до 10% рынка. Причём некоторые страховщики включают в эти проценты родственников клиентов, застрахованных по корпоративным программам (большинство корпоративных договоров предусматривает такую возможность).
О сформированном рынке частного ДМС говорить, пожалуй, можно только применительно к Москве. Директор кемеровского филиала компании «АльфаСтрахование» Роман Силаев объясняет это столичной спецификой: «Частная медицина в Москве очень дорогая, доходы у людей значительно выше, чем в среднем по России, наконец, острый дефицит времени. Поэтому люди готовы платить немалые деньги за ДМС. При этом они уверены, что если с ними что-то случится, они оперативно получат квалифицированную медицинскую помощь. У нас такого страхования на практике я не встречал». По оценке Романа Силаева, на спрос оказывает влияние и то, что в Кузбассе с  получением бесплатной медицинской помощи дела обстоят несколько лучше, чем в других регионах России – областные власти традиционно уделяют большое внимание социальным вопросам. «Точнее, кто с медицинской проблемой не сталкивался – считает, что «всё и так бесплатно». Кто сталкивался – знает, что далеко не всё так радужно. Но убедить человека пойти и купить полис ДМС у нас достаточно сложно».
Напомним, Кемеровская область занимает особое место в развитии медицинского страхования в России – на территории нашего региона был создан первый закон об ОМС, здесь же он впервые начал действовать. Свои разработки были и в области ДМС. Так, в 2007 году при поддержке областных властей была разработана Губернская программа ДМС. По оценкам участников рынка, она дала неплохой толчок к развитию данного вида. «Дешёвая, с определёнными ограничениями по обязательствам страховщиков, но позволяющая в экстренных случаях получить полноценную медицинскую помощь без лишних заморочек, не ожидая полугодовую очередь, – вспоминает Роман Силаев. – Когда Губернская программа запускалась, убедить федеральных страховщиков в том, что такая программа может быть неубыточной, было невозможно. В итоге работать по ней стали местные компании, обладавшие развитой агентской сетью. Среди них «Сибирь», «Коместра», «Губернская страховая компания Кузбасса» (ныне «Сибирский Дом Страхования»)».
По оценкам экспертов, СМО «Сибирь» (с 2012 года ДМС В ОАО «Альфастрахование») и сегодня остаётся лидером частного ДМС в регионе, причём значительную долю своего «индивидуального» портфеля компания сформировала именно благодаря Губернской программе ДМС.
Федеральные компании, в отличие от местных, на территории Кемеровской области строго придерживаются концепции корпоративного ДМС. Впрочем, как сообщили «Авант-ПАРТНЕРу» в одной из таких компаний, клиенту, желающему приобрести индивидуальную страховку, не откажут, но предупредили, что «цена будет очень высокой, нерыночной».
«Сегодня лишь единичные игроки страхового рынка предлагают ДМС для частных лиц в силу высокой убыточности и высокой стоимости полисов, – комментирует ситуацию управляющий директор дивизиона «Сибирь» Группы Ренессанс страхование Евгений И. - Цена полиса с амбулаторным-поликлиническим лечением начинается от 30 тыс. рублей. В Кемерове наша компания  индивидуальный ДМС не предлагает. Однако именно розничное ДМС может стать драйвером всего рынка. Для этого необходимо формирование благоприятной среды, стимулирующих решений на законодательном уровне, в том числе налоговых льгот».
 
Корпоративный ДМС
Кемеровская область отличается высокой концентрацией крупных промышленных предприятий, большинство из них имеют в своих социальных пакетах ДМС для сотрудников. Такую политику принято объяснять выгодой с точки зрения управления персоналом, повышения его мотивации, снижения времени отсутствия сотрудников на рабочем месте по причинам заболеваний, а также налоговыми льготами – сумма страхового взноса не облагается НДС; страховой взнос включается в состав расходов в размере до 6% от годового размера фонда оплаты труда, на оплаченный страховой взнос не начисляется ЕСН и расходы на страхование не включаются в состав совокупного годового дохода сотрудника.
По оценке директора Кемеровского филиала ОАО «СОГАЗ» Андрея Игнатьева, на территории региона ДМС присутствует в соцпакетах большинства крупных предприятий. Где-то организация полностью оплачивает стоимость полиса сотрудников, где-то только её часть. Независимо от наполнения программы медицинскими услугами, сотрудник, как правило, имеет право её расширить, доплатив нужную сумму.
В то же время страхование – это наиболее затратная составляющая соцпакета большинства компаний. Именно поэтому в кризисные 2008-2009 годы затраты сокращались в первую очередь за счёт ДМС. «Однако работодатели, которые не первый год работали с ДМС и понимали его эффективность, в основном сохранили программы, – добавляет Евгений И. – Сокращение если и происходило, то в основном путём «урезания» наполнения программ».
Как бы там ни было, в 2012 году объёмы рынка ДМС по страховой премии восстановились. По данным портала
www.insur-infо.ru, общая премия составила более 1,5 млрд рублей. Здесь не стоит исключать влияния целого ряда факторов – среди них и возвращение на рынок страхователей, и рост стоимости страховок из-за увеличения цен на медицинские услуги, и расширение спектра услуг в рамках пакетов ДМС.
Игорь И прогнозирует, что в 2013 году тенденция продолжится, и добавляет, что рост ДМС в Группе Ренессанс страхование по итогам первого квартала уже составил 13%. В то же время некоторые страховщики делают и совершенно противоположные прогнозы. Так, в свете неблагоприятной экономической ситуации для базовых отраслей кузбасской промышленности многие корпоративные клиенты уже предупреждают, что в течение года, возможно, будут вынуждены скорректировать социальную составляющую и отказаться от ДМС. «Возможно, вскоре экономическая ситуация восстановится, и дальше разговоров о сокращении ДМС дело не зайдёт, – размышляет Андрей Игнатьев. – А может, худшие предположения действительно подтвердятся. Как известно, на предприятиях угольной и  металлургической промышленности существуют профсоюзные организации, они являются держателями коллективных договоров между работниками и предприятием. Чем сильнее профсоюз – тем мощнее соцпакет. С другой стороны, экономика есть экономика…».
В то же время некоторые страховщики сообщают, что некоторые корпоративные клиенты уже отказались от ДМС в соцпакете, среди них называют крупные компании и целые холдинги. Официальной статистики по итогам первого квартала ещё не опубликовано, но, по оценкам Романа Силаева, она вряд ли ещё будет показательной. Первый квартал – это время вёрстки бюджетов и принятия решений, корпоративные договоры по ДМС заключаются, как правило, во втором-третьем кварталах.
 
Настоящее и будущее ДМС
Помимо количественных изменений рынка, у ДМС немало и других проблем. Евгений И отмечает, что «системе российского ДМС не хватает прозрачной рыночной конкуренции, более жёстких контролирующих функций со стороны государства в финансовой сфере и единых стандартов документооборота. До сих пор одной из главных проблем рынка ДМС остаётся отсутствие единой информационной базы. В то время как в США и Европе страховые компании давно работают по единому алгоритму с лечебными учреждениями, имеют стандартный пакет документов и автоматизированную систему ввода данных, в нашей стране отношения с каждым лечебным учреждением выстраиваются индивидуально, у каждого из них свои требования, прайс-листы и так далее. А если учесть, что только в Кемерове несколько десятков клиник, – представьте себе масштабы административной поддержки по всей стране!».
Роман Силаев в числе актуальных проблем называет демпинг: «Рынок сильно «проседает» из-за демпинга. Это особенно заметно по конкурсам в рамках №94-ФЗ – цена на них с каждым годом падает, а цены на медицинские услуги растут! Стоимость полиса Губернской программы в 2007 году была 4,7 тыс. рублей в год. В прошлом году такой полис стоит уже 6 тыс. рублей, сейчас – 7,2 тыс. рублей. А на конкурсах та же программа выставляется за 4 тыс. рублей! Если бы компании так не «чудили» с тарифами, рынок был бы в разы больше».
Среди внушающих оптимизм тенденций Андрей Игнатьев отмечает рост осознанной потребности в ДМС среди людей: «Сегодня люди стремятся обеспечить себя максимальным набором медицинских услуг, стараются приобретать более дорогие страховки. Это вызвано тем, что перечень бесплатной медицинской помощи с каждым годом сужается, одновременно с этим растёт культура страхования, люди хотят качественного обслуживания».
Стоит отметить, что заметного развития рынка частной медицины, на котором «завязан» ДМС, в Кемеровской области не происходит, новых «революционных» программ страховщики не предлагают. Структурных изменений можно ожидать со стороны федерального центра. Так, Евгений И упоминает предложенную Минздравом модель лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в поликлиниках, которая включает частичное возмещение стоимости лекарств (часть рисков при этом планируется переложить на страховые компании). В России лекарственное обеспечение в рамках полиса ДМС  пока редкость, в то время как в Европе и США это уже стандартная практика в страховании. Механизм финансирования до конца пока не определён, но страховые компании и аптечные сети, по словам Евгения И, уже внедряют системы лекарственного возмещения. «Мы предлагаем корпоративные программы ДМС, включающие в себя опцию «Аптека», – рассказывает Евгений И. – Этот продукт позволяет сотрудникам компании, чей соцпакет предусматривает такую программу,  бесплатно или с небольшой франшизой получать необходимые лекарства в аптечной сети». Такую опцию уже внедряют и некоторые другие страховщики.
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко