Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[30 ноября] Эксперты из восьми городов Сибири выберут победителей премии «Серебряный Лучник» – Сибирь
[27 ноября] Школы и детские сады Междуреченска перешли на «умный» учёт тепла от МТС
[26 ноября] «Новосибирск – Новокузнецк»: укрепление межрегиональных связей
[25 ноября] Команда Good Line: «развивая продукт, ты развиваешься сам»
[18 ноября] Кузбассовцы на фоне пандемии закупились одеждой и спорттоварами


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 24.09.2020

Машиностроение Кузбасса в поисках нового

Машиностроение Кузбасса традиционно принято воспринимать и оценивать как подразделение двух первых отраслей тяжёлой промышленности региона – угольной и металлургической. Однако практика последних лет показывает, что картину происходящего  в отрасли формируют новые производства, зачастую небольшие, создаваемые под определённые потребности, а также крупные компании, расширяющие уже действующие производства. Как за счёт новых видов продукции, так и путём обычного масштабирования. Так или иначе показатели инвестиционной активности машиностроения Кузбасса позволяют говорить о сравнительно стабильном развитии отрасли. Пусть и без заметных прорывов и революционных изменений.
 
Вынужденный спад

Нынешний год для всех без исключения стал годом пандемии COVID-19, в результате чего многие сектора экономики пострадали и весьма заметно, и продолжают нести потери. В Кузбассе к этому добавился мировой кризис рынка энергетических углей, приведший к огромным потерям выручки и прибылей угольщиков, а также железнодорожных операторов, занятых в транспортировке угля, и, соответственно, к снижению их инвестиционной активности, закупок новых машин и оборудования, новых вагонов.

Если брать промежуточные итоги промышленного производства за 7 месяцев 2020 года, то при общем его снижении на 4,5% и таком же в обрабатывающих отраслях, углепром упал на 7,3%, а производство машин и оборудования – на 23,4%, ремонт и монтаж машин и оборудования на 11,9%. Но не везде было отмечено подобное сокращение. Например, в вагоностроении и вагоноремонте, а также в производстве электрооборудования оно составило 9,5% и 9,6%, соответственно, в производстве электронного и оптического оборудования – всего 2,8%. Производство же автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов против общей тенденции выросло, и весьма заметно, в 2,1 раза!

Как отмечают в министерстве промышленности Кузбасса, практически не было потерь занятости, кроме как на Юргинском машиностроительном заводе (см. Юргинский машиностроительный завод вновь признан банкротом), и на май 2020 года в машиностроении региона было занято почти 25 тыс. человек.
 
 
Реакция на проблемы

Рост в производстве автотранспортных средств и прицепов был как раз реакцией на пандемию, только выразилась она не в сокращении производства, а напротив в росте. В ответ на новый спрос, появившийся из-за необходимости противодействовать распространению коронавирусной инфекции. В конце апреля предприятие этой отрасли, ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) выпустило и передало муниципальным округам региона первые 10 комплектов многофункционального оборудования собственной разработки для дезинфекции улиц. Оборудованные этими комплектами машины коммунальных служб смогут выполнять четыре функции – тушить пожары и вывозить снег, распылять дезинфицирующие растворы и мыть улицы. Разработка нового оборудования и производство первых 10 комплектов заняли 3 недели. В планах завода выпускать по два комплекта оборудования в день.

Другими подобными новациями в организации производства востребованных в условиях пандемии изделий отметились кемеровские ООО «Мебель-СПВ» и АО «Кемеровский  механический завод» (КМЗ), организовавшие выпуск ультрафиолетовых рециркуляторов. Первую партию в 1 тысячу таких изделий КМЗ выпустил уже к 1 июня. И по данным гендиректора предприятия Петра Поволяева, в планах завода поставить 20 тыс. ламп обеззараживания для нужд региона до конца 2020 года. Помимо них завод наладил в апреле производство клапана для подключения аппаратов ИВЛ, оперативно изготовив промышленный образец, а затем и первую партию в 15 изделий. Инженеры завода разработали устройство вместе со специалистами областной клинической больницы.

Помимо этого кемеровское ООО  «Мебель-СПВ» наладило выпуск боксов абактериальной воздушной среды и медицинских кроватей (совместно с «КОРМЗом»). Таким образом, реакция на внешние проблемы была не только в снижении производства, но и в налаживании новых видов продукции и расширении деятельности.

Собственные колёса

Ещё до начала пандемии COVID-19 группа компаний «Новотранс» сначала запустила 11 марта вторую производственную очередь ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» (КВРП «Новотранс») проектной мощностью 1 тыс. вагоноремонтов в месяц. А затем объявила о планах построить в Прокопьевске промышленно-энергетический комплекс для производства вагонных колес. После пуска второй очереди общие мощности КВРП составили 2,5 тыс. вагоноремонтов в месяц. В составе нового производства цех по ремонту тележек, колесно-роликовый цех, вагоносборочный цех, участок по ремонту автосцепного устройства, заготовительное отделение. Объём вложений в проект превысил 1 млрд рублей. 

По оценке губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, расширение мощностей КВРП даст «серьезный эффект для угольщиков», поскольку ремонты будут производиться на месте, с минимальным простоем вагонов и после пуска второй очереди КВРП станет крупнейшим предприятием отрасли за Уралом. Президент ГК «Новотранс» Константин Гончаров сообщил по поводу возможной третьей очереди КВРП «Новотранс»: «всему своё время, будет и третья, и четвёртая», в планах группы стать «номером 1» на Западно-Сибирской железной дороге (по вагоноремонту – «А-П»).

Но затем АО ХК «Новотранс» и правительство Кузбасса подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, которое предусматривает строительство нового комплекса в Прокопьевске, в составе которого должны быть собственный угольный разрез, ТЭЦ на 100 МВт и металлургическое производство цельнокатаных колес для грузовых железнодорожных вагонов годовой мощностью 400 тыс. штук. Конечно, это уже скорее производство металлургическое, но все же в составе большой вагоноремонтной компании, и планируемое для машиностроительных производственных нужд.

По словам Константина Гончарова, «инвестиции в проект составят порядка 30 млрд рублей, его реализация позволит «Новотрансу» внести существенный вклад в решение задачи перехода от экспортно-сырьевой модели экономики региона к инновационному социально-ориентированному развитию», «создать в регионе более 6 тыс. новых рабочих мест». Сергей Цивилев со своей стороны выразил уверенность, что «развитие промышленной инфраструктуры холдинга «Новотранс» в Прокопьевске обеспечит прирост налогов, а строительство крупнейшего за Уралом предприятия по производству железнодорожных колес внесёт существенный вклад в решение проблемы дефицита этой продукции на рынке». Конечно, дальнейшее развитие событий в связи с эпидемией может притормозить этот проект, но важно само намерение крупной компании реализовывать его в Кузбассе.

Для опережающего развития

Тем более что местные компании поменьше и в нынешних сложных условиях не отказываются от новых проектов, в первую очередь для размещения в территориях опережающего социально-экономического развития. В конце августа совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кузбасса одобрил очередной такой проект – по изготовлению изделий для горнодобывающих и угольных отраслей и ремонту горно-шахтного оборудования – для присвоения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Прокопьевск». Инвестиции в 6,7 млн рублей намерено направить в проект ООО «Ремонтный механический завод» (производство металлоизделий, запчастей к горному оборудованию, ремонт машин и оборудования).

По словам генерального директора компании Михаила Петраковича, предприятие планирует производить каркасные элементы строительства, строительные фермы любого типа, технологические металлоконструкции, крепежные и метизные элементы, ковшовые элеваторы, цепи скребкового конвейера, а среди потенциальных потребителей – горнодобывающие предприятия региона. При реализации проекта будет создано 40 новых рабочих мест.

Таких намерений и проектов уже было немало заявлено в последние несколько лет, и уже разместилось в ТОСЭР «Прокопьевск», «Юрга» и особенно «Новокузнецк». И ясно показывает инвестиционную активность динамика вложений в машиностроении Кузбасса: в первом полугодии в нем закономерно наблюдается снижение, зато заметный рост был отмечен в прошлом году.

Егор Николаев
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[28 ноября] У «8-ой проходной» не прошло в суде
[27 ноября] Физкультурно-оздоровительный центр за 99 млн рублей открыли в Кузбассе
[27 ноября] В Кузбассе снижается число заболевших коронавирусом
[27 ноября] «Топкинский цемент» уменьшил производство цемента за 10 месяцев 2020 года до 1,86 млн тонн
[27 ноября] Объем банковских вкладов в Кузбассе вырос за 9 месяцев 2020 года на 4%

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко