-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 29.05.2013

Лизинг для угольщиков

Клим Щербаков, директор Кемеровского филиала ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» Екатерина Копьева, региональный директор представительства ООО «РАФ-Лизинг» в Кемерове Владимир Поликаров, заместитель генерального директора ЗАО «Промышленно-инвестиционная компания»
 Клим Щербаков:
«Любой изъятый предмет лизинга – это непрофильный актив, который надо либо реализовывать, либо управлять им»
 Екатерина Копьева:
«Техника в тех условиях, в которых она эксплуатируется на угольных разрезах, приходит в негодность в течение года»
 Владимир Поликаров:
«Плательщики по договорам, крупные угольные компании, при любых негативных моментах с углём просто перестают платить»
 
Горное оборудование через лизинг – такая же необходимая составляющая бизнеса в современной угольной промышленности, как и сама горнодобывающая техника. И хотя сегодня ситуация на угольном рынке оставляет желать много лучшего, цены на уголь и, соответственно, доходы угольщиков упали, компании продолжают приобретать новое оборудование для шахт и разрезов. Взамен изношенного и/или для расширения производства.
 
Плюсы и минусы
Лизинговая схема приобретения привлекает промышленные предприятия тем, что позволяет избежать капитальных затрат, связанных с приобретением дорогостоящих машин в собственность. И хотя окончательная стоимость техники оказывается выше, чем при обычной покупке, лизинг имеет преимущества для бухгалтерского учета, так как суммы выплат по финансовой аренде не включаются в балансовый отчет, что улучшает финансовые показатели компании. Более того, лизинг позволяет оптимизировать налогообложение предприятия – лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Налог на добавочную стоимость (НДС), уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи по НДС в бюджет, а за счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество сокращается в три раза.
Правда, в связи с неблагоприятной ситуацией на угольном рынке в последние годы данный сегмент лизингового рынка испытывает понятные трудности: стимулов увеличивать объём инвестиций на падающем рынке у угольщиков нет, равно как и у лизинговых компаний. Но масштаб проблем представители последних оценивают по-разному. Так, некоторые участники рынка говорят о «фактически отсутствующем рынке» и единичных сделках, другие видят более оптимистичную картину.
Региональный директор представительства ООО «РАФ-Лизинг» в Кемерове Екатерина Копьева отмечает, что и сейчас горное оборудование востребовано – участники угольного рынка приобретают его отчасти в расчёте на будущий рост рынка, но в большей степени потому, что в условиях угольной промышленности техника изнашивается очень быстро, и необходимость её замены возникает неизбежно. «Именно поэтому потенциал рынка лизинга горного оборудования в Кемеровской области просто огромный, – добавляет  Екатерина Копьева. – Техника в тех условиях, в которых она эксплуатируется на угольных разрезах, приходит в негодность в течение года. За этот год лизингополучатели её «отбивают» и идут к нам за новой».
Как раз в конце апреля ЗАО «Газпромбанк Лизинг» сообщило о заключении двух крупных сделок с горнодобывающей техникой. Однотипные поставки в рамках этих сделок были произведены двум угольным компаниям в составе ОАО «Мечел-Майнинг» - «Южному Кузбассу» и «Якутуглю». Договорами возвратного лизинга на 800 млн рублей в каждом случае предусмотрены поставки двух экскаватора (по одному каждой компании) модели P&H 2300XPC. Срок договоров – 58 месяцев. Как сказано в сообщении «Газпромбанк Лизинга», сделки осуществлены в рамках программ капитальных вложений в поддержание существующих мощностей. Каждый экскаватор имеет ковш ёмкостью 25 кубометров, его использование «Южным Кузбассом» «позволит повысить производительность ведения горных работ на разрезе «Сибиргинский». Судя по сообщениям «Газпромбанк Лизинга», у этой компании неплохие отношения с «Мечел-Майнингом», в сентябре прошлого года было объявлено о крупных сделках с ОАО «Коршуновский ГОК», которое также входит в горнодобывающее подразделение группы «Мечел».
 
Сложности рынка
В то же время круг лизинговых компаний, работающих с такой техникой, не слишком обширен. И тенденция роста числа игроков на рынке лизинга, которая наблюдалась последние пару лет, этот сегмент коснулась слабо. Очевидно, это объясняется самой спецификой предмета лизинга – к примеру, спрос на дробильно-сортировочные комплексы явно ниже, чем на легковые автомобили просто из-за меньшего количества заинтересованных в них покупателей.
«В последнее время мы наблюдаем приход в регион крупных лизинговых компаний, которые нацелены на сегмент «скоринга» – пойти в автосалон, поставить стойку и финансировать легковые автомобили, – рассказывает заместитель генерального директора ЗАО «Промышленно-инвестиционная компания» Владимир Поликаров. – Рынок лизинга горного оборудования более интересный, но, конечно, и более сложный». По его мнению, особой специфики у этого «сложного» рынка нет – разве что эксплуатация предмета лизинга происходит в условиях повышенного риска. В числе особенностей можно назвать также сильную зависимость платежей заказчиков от ситуации на рынке угля. «Плательщики по договорам, крупные угольные компании, при любых негативных моментах с углём просто перестают платить», – добавляет Владимир Поликаров.
О сложностях, связанных с нестабильностью угольного рынка, говорит и Екатерина Копьева: «Сегодня цена на уголь одна, а завтра уже другая, сегодня курс доллара такой, а завтра совершенно другой. У клиента-подрядчика с заказчиком по цене может измениться ситуация, и брать оборудование в лизинг ему будет уже невыгодно. Для сравнения, легковой автомобиль, взятый в лизинг, клиент может использовать и в личных целях, а в случае с горным оборудованием – куда его?».
Директор Кемеровского филиала ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» Клим Щербаков также обращает внимание на сложность самой техники: «Зачастую техника и оборудование, необходимые угольщикам, – уникальные, изготовленные на заказ под конкретное предприятие, и мы понимаем, что ликвидность его на вторичном рынке крайне невысокая, а по некоторым позициям и вовсе нулевая. Поэтому далеко не каждая лизинговая компания  может работать с такими предметами лизинга, отдавая предпочтение высоколиквидной технике».
По словам Екатерины Копьевой, опыта изъятия у лизингополучателей горной техники у компании «РАФ-Лизинг» в Кемеровской области не было, но в конце 2012 года сразу несколько клиентов, работавших на условиях подряда с крупными угольными компаниями региона, испытали серьёзные финансовые трудности и вынуждены были вернуть взятую год назад на условиях финансовой аренды спецтехнику. Это были 12 самосвалов китайского, российского и японского производства, и все они были успешно проданы на вторичном рынке – «ушли» в Уфу, Тюмень, Барнаул, Екатеринбург, Омск, а также к покупателям на местном рынке.
Реализовать таким образом на вторичном рынке стационарное горное оборудование, по оценке Екатерины Копьевой, невозможно: поскольку оно бывшее в употреблении, возникает много вопросов – как оно эксплуатировалось, каков процент износа, что с гарантиями. Наконец, есть и технические сложности. «Чтобы реализовать технику, её нужно изъять и поставить на стоянку, – рассказывает региональный директор представительства ООО «РАФ-Лизинг». – В случае со спецтехникой у нас заключены договоры со стоянками, потенциальные клиенты приходят и смотрят. А сколько площади займёт горное оборудование? Оно попросту не войдёт на стоянку, да и сколько мы должны будем платить?».
Об этих же проблемах говорит и Клим Щербаков: «Любой изъятый предмет лизинга – это непрофильный актив, который надо либо реализовывать, либо управлять им. Когда речь идет о горно-шахтном оборудовании, да ещё и специфическом, изъятие – крайне нежелательная мера. Мало того, иногда процесс изъятия непонятен сам по себе – как изымать, например, проходческий комбайн, который смонтирован под землей? Это ведь не легковой транспорт – сел и поехал, здесь всё намного сложнее. Именно поэтому, повторюсь, далеко не все лизинговые компании готовы работать в этом направлении».
Несмотря на перечисленные трудности и риски, игроки данного рынка чётко видят и его преимущества.
 
Возможности и перспективы
«В последнее время в Кемерове появилось очень много лизинговых компаний, специализирующихся главным образом на легковом автотранспорте, и все нашли «своего» клиента, никто не сидит без дела, все выполняют свой финансовый план, – размышляет Екатерина Копьева. – Рынок очень высококонкурентен. Таким большим количеством лизинговых компаний клиент избалован – обращается сразу в несколько компаний, просит рассчитать графики платежей. А потом звонит в следующие компании и говорит: «Ваши конкуренты рассчитали мне подешевле, вы рассчитайте мне ещё дешевле, и я у вас оформлюсь», и так далее. Таким образом из 15 сделок 5 точно срываются. А если клиент индивидуальный предприниматель и на упрощённой системе налогообложения – риск ещё выше, так как эти компании, как правило, не могут подтвердить свой доход ничем. Таким образом, если раньше мы бились с конкурентами за легковой автотранспорт, то сейчас мы уделяем основное внимание оборудованию и коммерческой спецтехнике. Нам проще продать самосвал, который стоит от 2,5 млн рублей, чем биться за Kia Rio стоимостью 500-700 тыс. рублей».
Правда, чтобы подстраховаться на высокорискованном рынке, «РАФ-Лизинг» финансирует сделки по приобретению стационарного оборудования только с теми клиентами, с которыми эта сделка является уже не первой – и не важно, было ли это  приобретение легкового или грузового транспорта. «Технику, которая способна передвигаться, имеет паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, мы финансируем без проблем, – поясняет Екатерина Копьева. – А вот дробильные сортировочные установки стационарны и рисков с ними больше. Впрочем, недорогую стационарную технику, стоимостью до 10 млн рублей, мы можем профинансировать и в качестве первой сделки, согласуем это с московским руководством».
Среди лизингополучателей горного оборудования, по словам собеседников «Авант-ПАРТНЕРа», представлены и собственно угольные компании, и компании-подрядчики, работающие по договорам с угольщиками, есть и строительные компании, работающие также по заказам угольщиков. Но собственно угольных компаний меньше, а подрядчиков всё-таки больше, что можно объяснить в целом большим количеством предприятий малого и среднего бизнеса, работающих с крупными угольными предприятиями.
Разумеется, не с каждым клиентом заключается договор, бывают и отказы.
«Обязательное условие – чтобы техника покупалась у официального дилера, чтобы был гарантийный срок обслуживания, клиент должен иметь организационно-правовую форму ООО, ЗАО, ОАО и быть на стандартной системе налогообложения, причём должен работать дольше одного года на рынке, – описывает Екатерина Копьева идеального клиента «РАФ-Лизинг». – Это «наш» клиент, мы можем рассмотреть его заявку в кратчайшие сроки и без проблем его профинансировать».
Наиболее частые причины отказа в заключении договора лизинга горного оборудования – неликвидная техника (то есть неизвестный производитель или выпущена в единичных количествах), техника, которую желает приобрести клиент, бывшая в употреблении, нет гарантии, либо предстоящие лизинговые платежи не соотносятся с балансом компании. При этом Екатерина Копьева подчёркивает, что ситуация на угольном рынке не станет причиной отказа клиенту: «Мы оцениваем компанию, а не рынок. Если у клиента хорошая финансовая отчётность, и он оформил личное поручительство, то мы считаем, что максимально снизили свои риски, и заключаем договор. Кто-то ведь должен финансировать, помогать развивать рынок».
Напротив, Клим Щербаков отмечает, что и в случае небезупречного финансового положения клиента «РТК-ЛИЗИНГ» может заключить с ним договор, если его перспективы на рынке позитивны: «Каждый проект индивидуален и нельзя к оценке всех сделок подходить шаблонно.  Бывает, что предприятие не имеет стабильного финансового положения, зато у него есть хороший чёткий план своего развития – например, подписан контракт с крупным заказчиком, для выполнения  которого и требуется техника – и мы понимаем, что в ближайшем будущем клиент станет качественно иным. Такое случается  в нашей практике довольно часто. А бывает и наоборот – прибыльный стабильный бизнес может в результате каких-либо факторов перестать быть таковым».
Относительно предпочтений потребителей по странам-производителям у представителей лизингового рынка общее мнение. «В основном востребован импорт, – утверждает Владимир Поликаров. – «БелАЗы» еще как-то востребованы, хотя и они формально «иностранцы». По словам Екатерины Копьевой, меньше покупают японскую технику (главным образом из-за её высокой цены), а вот корейская, китайская и российская клиентами востребована в равных долях. «Раньше большим спросом пользовались техника и оборудование зарубежных производителей, однако сейчас мы видим, что качество производимой отечественными предприятиями продукции сильно выросло, в связи с чем спрос на неё  увеличился, – говорит Клим Щербаков. – Среди активно востребованных есть и кузбасские производители, что радует. Однако стоит отметить, что и на китайскую технику спрос достаточно велик».

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко