-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2014

Кризис, как точка роста

Александр МИРОШНИК, заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству По данным Кемеровостата, индекс промышленного производства за I полугодие 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года в разделе производство машин и оборудования составил 78,2%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 95,4% и производство транспортных средств и оборудования – 53,3%. Из-за сокращения инвестиционных программ угольных компаний кузбасское машиностроение испытывает не лучшие времена. А тут ещё военные действия на Украине, экономические санкции Запада против России. Но, как считает заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Александр МИРОШНИК, возможно, именно теперь угольщики станут больше обращать внимания на местных производителей.
 
– Александр Иванович, производители ГШО напрямую зависят от состояния угольного рынка, который сегодня далеко не на высоком уровне. Поэтому, несмотря на то, что общий индекс производства в Кузбассе хоть немного, но растёт, машиностроители испытывают не лучшие времена. С вашей точки зрения, насколько критична сложившаяся ситуация?
– Ситуация, характерная для начала года, дополнительно усугубилась с падением цен на уголь и сокращением инвестиционных программ угольными компаниями. Но инвестиции сократились не на 100%. В любом случае, есть расходные материалы. Взять те же горнодобывающие комплексы. Да, может быть, у предприятий есть ещё запасы крупных изделий с отработанных машин, которые можно подремонтировать и таким образом пережить кризис. Но есть ещё быстро расходуемые материалы, от которых ни одно предприятие не может уйти. Например, крепления горных выработок. Предприятия двигаются вперёд и, если не будут нарезать новые лавы, завтра негде будет добывать уголь. А выработку надо крепить, проводить вентиляцию. Всё это расходные материалы. Буровая машина отбурила 6 тыс. шпурометров и вышла из строя. Её все равно нужно покупать, хочешь ты того или нет.
Большую озабоченность сегодня вызывает внешнеполитическая ситуация, в частности, события на Украине, санкции, которые вводятся ЕС и США против России. Но, есть русская народная пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. С машиностроением Украины у нас были очень серьёзные связи. Практически более 30% оборудования, которое работает в шахтах Кузбасса, выпущено на Украине. В советские времена так сложилось, что министерство угольной промышленности СССР очень серьёзно развивало машиностроение в Украинской ССР. Именно там было построено много заводов угольного машиностроения. И все эти заводы фундаментальные, с подъездными путями, мощными цехами и так далее. Они существуют и сегодня, но в связи со сложившейся ситуацией, мы практически оттуда не получаем машины и оборудование. Это заставляет нас думать, что делать дальше. Взять тяжёлые проходческие комбайны. Если лёгкие проходческие комбайны нам поставляет копейский завод, то тяжёлые машины все закупались на Украине. В Кузбассе создано много сервисных центров, представительств этих заводов. Сегодня деловые связи приостанавливаются.
 
– Какие предприятия находятся сегодня в наиболее плачевном состоянии? Какие, наоборот, удерживаются на плаву и даже увеличивают рост производства?
– В большинстве своём все крупные предприятия машиностроения, производящие горно-транспортное и горно-шахтное оборудование, сегодня на спаде, но для некоторых ситуация особо печальная. Так ОАО «Машиностроительный завод им. И.С.Черных» в Киселёвске сегодня оказалось в стадии банкротства. Несмотря на меры, принимаемые структурами исполнительной власти и правоохранительными органами области, собственники предприятия не предпринимают должных действий по стабилизации положения, не погашают образовавшиеся задолженности.
Важный вопрос для машиностроителя – это постоянная модернизация производства. Сейчас ряд машиностроительных предприятий уходит с рынка. Они не могут продать свою продукцию, не выдерживают конкуренции, банкротятся. Причину всего этого надо искать не в кризисных моментах. Любая копейка прибыли, которая появилась, должна обязательно вкладываться в модернизацию производства. Если ты не делаешь шаги вперед, тебя непременно обгонят. На аукционах конкуренция между производителями идет на копейки. Выигрывает тот, кто, снижая цену на свою продукцию, остается с маржой. А модернизация дает возможность снижать себестоимость продукции, не меняя её сути.
«Машиностроительный завод им. И.С.Черных» – один из таких примеров. Невыдача заработной платы, потери объёма производства, проблемы со сбытом… Когда начинаешь анализировать предприятие, ходишь по цехам и видишь допотопное оборудование, понимаешь, что завод неконкурентоспособный, и проблема именно в этом.
Также мы наблюдаем «проседание» у крупных предприятий, таких как Юргинский машиностроительный завод. Он занимается глобальными вещами – комплексами, крепями. Всем тем, на чём сегодня наши угольщики чаще всего и экономят. Такое оборудование покупается для более высокой производительности, но угольщикам объёмы сегодня не нужны. Им достаточно то, что у них есть. Поэтому основное проседание у тех машиностроителей, кто занимается крупным машиностроением. Кроме Юрмаша, это также киселёвское ОАО «ОМТ», «Анжеромаш». Этим сегодня и ограничивается вся наша кооперация в машиностроении, остальные потребности угольной промышленности покрывается за счёт импорта. Спрос на продукцию небольших предприятий остается, так как они выпускают расходные материалы, которые быстро выходят из строя и их постоянно нужно пополнять.
Иногда руководители «просевших» предприятий, приезжая в областную администрацию, пытаются административными рычагами решить свои вопросы: «А вы поднажмите, скажите, чтобы продукцию у нас купили, а то зарплату нечем будет выплачивать, народ забастует…» Ребята, да вы на себя-то посмотрите! Скорее всего, проблема в вас. Вы запоздали с модернизацией производства и сегодня продукция, которую вы выпускаете, экономически не конкурентоспособна.

– А что же им тогда делать?
– Банкротиться.
 
– А потом?
– Потом должен прийти более эффективный менеджер, который через систему вложения денег, модернизацию выведет это производство на новый уровень. При слове «банкротство» многие сразу напрягаются, но это процедура оздоровления. Да, неэффективный менеджер должен банкротиться. Есть и крупные политические заявления на эту тему, когда государство работает над тем, чтобы не допустить банкротства предприятия. Один из примеров, который мы сегодня наблюдаем, это компания «Мечел». Все видят, что банкрот, но государство при этом чётко понимает, что для него банкротство компании не выгодно. И недавно было принято решение отдать «Мечел» под управление банков, а государство проведёт их докапитализацию. Иногда такие вопросы решаются административно, но это очень крупные проекты.
 
– В начале года в своих выступлениях вы часто упоминали Юргинский машиностроительный завод, как одно из сравнительно успешных предприятий. Однако недавно наш губернатор выразил недовольство тем, как ОАО НПК «Уралвагонзавод» управляет своими активами в регионе, в частности относительно Юрмаша. Как получилось, что с одной стороны предприятие демонстрировало определенные успехи в работе, проводило модернизацию, – это не только с ваших слов, а действительно объективная информация, – и в то же время накапливало долги перед бюджетом и своими партнёрами? В чем вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Действительно ООО «Юргинский машиностроительный завод» провёл большую модернизацию части своего металлургического комплекса. В 2013 году в связи с кризисом в угольной отрасли, вызванным снижением цен на продукцию, угольные компании свернули свои инвестиционные программы. Как следствие, сократились заказы на горнодобывающее оборудование и завод оказался в сложной финансово-экономической ситуации.
Но, главная проблема Юрги в прежних собственниках – группе компаний «Донецксталь» (Украина). По всей видимости, уже при той политической обстановке ухудшения взаимоотношений наших государств они этот вопрос прочувствовали и «наломали дров». Сегодня мы их достать не можем. В этом наша проблема. Последняя ситуация, они взяли кредит, заложили завод. При этом стоимость завода 4 млрд рублей, а кредита взяли на 2 млрд рублей. Эти два миллиарда теряются. Их не вкладывали в развитие предприятия, в модернизацию. Как это назвать?
Большие надежды были связаны с приходом ОАО «НПК «Уралвагонзавод», в октябре 2013 года была представлена программа по выводу предприятия из сложившейся ситуации. Однако сегодня, к нашему сожалению, руководство ОАО «НПК «Уралвагонзавод» отстранилось от вывода предприятия из кризиса и по непонятным для нас причинам не занимается дальнейшей модернизацией предприятия, загрузкой производства, решением финансовых вопросов.
В результате, получается, завод заложен под кредит и его собственником сегодня является банк. Банкиры не хотят им управлять, так как они не машиностроители, но готовы дать ещё кредиты под решение вопросов. Сегодня мы этот вопрос согласовали. Тот же банк, который выдавал кредит украинцам, готов дать для раскрутки еще два кредита. Один на 400 млн рублей на погашение задолженности по образовавшейся дебиторской задолженности и 500 млн рублей на оборотные средства. Как раз на то, чего у завода сегодня не хватает.
У Юрмаша неплохая инфраструктура, литейное производство, кузнечно-прессовое хозяйство. Они продолжают уникальные пушки делать. Стволы большой длины – 12 метров. Таких станков всего два в России, и в Юрге хороший потенциал в этом плане. Плюс литейное производство. Мелкосортное литьё – это уникальная вещь, когда по особым заказам могут вылить любую кружечку. Если рассматривать точки роста, то мы их сегодня видим на заводе. Модернизация литейного производства может решить для того же «Уралвагонзавода» много интересных проблем, кроме военных решений это также и производство вагонов. В вагоне вся тележка – это литьё. «Уралвагонзавод» всё литье закупает в Китае. Таким образом, у предприятия есть потенциал для импортозамещения.
Ещё одним выходом, на наш взгляд, из текущей ситуации является вхождение ООО «Юргинский машиностроительный завод» в структуру одной из угольных компаний (в регионе есть угольная компания, имеющая программу по выводу предприятия из кризиса), но из-за нерешенных вопросов собственности завода, на данный момент это сделать не представляется возможным.

– Вы упомянули про импортозамещение. Какие проекты этого направления, появившиеся за последний год в Кузбассе, вы можете назвать? Насколько успешно развиваются сегодня «старые» проекты?
– Сегодня для нас самые крупные производители горно-шахтного оборудования – это Польша и Германия. Но, возвращаясь к разговору «не было бы счастья, да несчастье помогло», поднимается тема импортозамещения. Нам очень неприятны все военные действия на Украине и наши взаимоотношения с западными партнерами, где запрета вроде бы нет, но они не хотят нам продавать. С одной стороны, это нарушает нашу привычку, так как отечественная угольная промышленность последнее время, получая от зарубежного машиностроения готовую качественную продукцию, стала легко жить. Доходная часть позволяла, и поэтому думать о каком-то российском машиностроении никто не хотел: «Зачем мне думать о российском машиностроении, если я могу поехать в Польшу и купить всё, что необходимо». Лёгкость этого решения привела к тому, что российское производство стало умирать. Сегодня, когда наши промышленники те же шахтеры, получили некоторый отказ со стороны Запада, становится вопрос, а где взять? И многие начинают говорить: «А чего же вы допустили до такого!?». Да не мы допустили – потребитель. Есть спрос – есть предложение. Если вопрос спроса легко решался за границей, то наше предложение при этом отставало. Сегодня, может быть, всё станет на свои места.
В настоящее время у нас в области реализуются два крупных проекта направленных на создание условий для импортозамещения в угольном машиностроении. Это проект «Испытательный центр оборудования для горнодобывающей промышленности в СФО», который позволит вдвое увеличить объём производства и продаж горнодобывающего оборудования, сохранить более 2 тысяч рабочих мест на машиностроительных предприятиях, создать около 3 тысяч новых рабочих мест, в том числе около 200 рабочих мест в научных учреждениях и на малых инновационных предприятиях. И проект – строительство «Завода по выпуску современных конвейерных систем», реализуемый ООО «Центр транспортных систем» в Ленинск-Кузнецком, который в настоящее время является крупнейшим из реализуемых в машиностроительной отрасли Кемеровской области. Проект предполагает создание 290 рабочих мест, из них 250 высокопроизводительных для жителей Ленинск-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района. Реализация проекта позволит обеспечить предприятия области конвейерными системами собственного производства.
 
– Два года назад на одном из предприятий ХК «СДС-Маш» в Прокопьевске было открыто сборочное производство карьерных самосвалов БелАЗ. Как сегодня работает это предприятие? Есть ли спрос на его продукцию?
– Действительно, в 2012 году в Прокопьевске было организовано сборочное производство карьерных автосамосвалов БелАЗ-75570 грузоподъёмностью 90 тонн (совместный проект ОАО «БелАЗ» и ЗАО «ХК «СДС»). Однако в настоящее время реализация данного проекта стала экономически нецелесообразной, ввиду большой конкуренции в этом сегменте рынка с зарубежными производителями, такими как Caterpillar, Komatsu, Terex и др., и временно приостановлена. Последний год в свете сокращения инвестиционной составляющей предприятие выполняет в основном только ремонтные работы. Вместе с тем, холдинговой компанией ЗАО ХК «СДС» прорабатывается вопрос о целесообразности организации производства карьерных самосвалов БелАЗ большей грузоподъемностью (130 и 160 тонн), на данный момент эти проекты находятся в стадии проработки согласно обозначенных сроков. В июле закончена сборка 450-тонного самосвала. Сейчас проводятся его испытания. «СДС-Маш» продолжает развивать кооперацию с американской компанией P&H по производству мощных экскаваторов.
 
– Почему, на Ваш взгляд, зарубежные производители горнодобывающего оборудования, такие как Komatsu Hitachi и другие открывают свои российские производства в центральной части России, а не в Кузбассе, рядом с потребителями?
– Основными проблемами у нас являются: снижение на внутреннем рынке потребности в продукции, выпускаемой в регионе; географическое положение Кемеровской области, которое создаёт дополнительные трудности в реализации продукции; возрастающий дефицит квалифицированных рабочих кадров, рост тарифов и цен монополий. Иностранные компании чётко просматривают общероссийские тренды. Последние заявления российских политиков касаются развития восточных регионов страны. Но там нет инфраструктуры для открытия производства, рабочей силы. Поэтому в основном предприятия строятся в центральной части России с перспективой поставки в ту же Якутию. Кузбасс в этом плане обошли стороной.
 
– Каким вы видите будущее рынка ГШО, как импортных, так и местных производителей, в ближайшие 12 месяцев?
– Мне кажется, что наши угольщики ещё немного «побегают» и вернутся к отечественному машиностроению. Возьмём Юрмаш. Мы чётко понимаем, что «Уралвагонзавод» наполовину военное предприятие. Но, даже они угольную часть разрушать на заводе не собираются. Они видят в этом потенциал, как раз в связи со сложившейся политической ситуацией. Допустим, не продадут поляки нашим угольщикам комплекс, а на Юрмаше уже есть, и не плохой. Есть масса примеров, когда юргинские комплексы добыли по 10 млн тонн и продолжают работать. Это хороший показатель.
Если честно, давайте вспомним, как начиналось производство этих комплексов. Один из бывших руководителей Юрмаша купил комплекс у поляков, загнал на завод, и его просто перерисовали. То есть, это фактически польский комплекс, его копия. Кроме того, в комплекс были внесены собственные решения специалистов Юрмаша, которые касались привязки оборудования. Многих заказчиков устраивает железо, но они требуют дополнительно к нему немецкую гидравлику или польский конвейер. Для этого были внесены изменения в места креплений. Таким образом, сегодняшние комплексы Юрмаша полностью адаптированы к конвейерам и комбайнам импортного производства. Завод готов поставить любую комплектацию.
Сегодня существуют два варианта у кузбасского машиностроения: первый – рынок горношахтного оборудования в ближайшее 12 месяцев выйдет на уровень 2013 года; второй – будет иметь небольшой рост по отношению к 2013 году на уровне 1-2%. Уже этой осенью планируется принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором будет учтено большинство пожеланий руководителей наших промышленных предприятий, и с принятием которого нашим предприятиям будут доступны дополнительные механизмы по реализации инвестиционных проектов и привлечения дополнительных денежных средств, направленных на их развитие.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко