-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2014

Переехать спад

Сегодня кузбасский рынок горно-транспортного и строительного оборудования и машин в первую очередь формируется за счёт завоза, как импорта, так и поставок из других регионов России. А вот спрос в первую очередь определяет угольная отрасль. Хотя определённое влияние оказывают такие отрасли, как грузоперевозки, строительство, лесное хозяйство. В этом году рынок переживает не самые лучшие времена. Так по данным Кемеровской таможни, в первом полугодии 2014 года ввоз машин, оборудования и транспортных средств в Кемеровскую область из-за рубежа составил более 75 млн долларов. Это заметно меньше, чем год назад. За аналогичный период прошлого года в Кузбасс было поставлено техники на 103 млн долларов. В новых экономических условиях, когда угольные и строительные компании вынуждены сокращать свои инвестиционные расходы, дилеры спецтехники и тяжёлых шоссейных самосвалов вынуждены переходить на новые формы работы с клиентами, искать более выгодные направления и  развивать сервисное обслуживание.
 
Возвращение неплатежей
По оценке экспертов, сегодняшняя стагнация рынка сопровождается не просто сокращением расходов компаний и бюджетных организаций, но и банальными неплатежами, задержками расчётов. В этих условиях дилеры вынуждены вести осторожную политику. Лизинговые компании всё серьёзнее подходят к оценке финансового состояния заёмщиков, оценке ликвидности имущества, предоставляемого в лизинг, более оперативно реагируют на возникновение задержек платежей по договору лизинга.
«Рынок по понятным причинам стагнирует, – отмечает директор кемеровского филиала компании «Балтийский лизинг» Павел Филатов. – По данным исследования рынка лизинга профессора Виктора Газмана в 2013 году объёмы рынка снизились до 97,3% к уровню 2012 года. Всё более востребованной становится бывшая в употреблении техника. Основные игроки рынка постепенно сокращают объёмы инвестиций. Техника, как правило, приобретается взамен изношенной, расширений производств практически не происходит. Последние три года спрос смещается в сторону китайских производителей, благодаря их низкой ценовой категории. Кроме этого, за последнее время китайским производителям удалось подтянуть качество производимой продукции. Техника европейских производителей существенно подорожала из-за снижения валютного курса рубля, в связи с чем, становится менее доступной для потребителей, особенно в условиях снижения мировых цен на уголь».
По мнению Павла Филатова, несмотря на спад инвестиционной активности бизнеса, именно лизинг остаётся наиболее эффективным инструментом обновления основных средств, в том числе техники и оборудования. Во многом это связано с возможностью приобретения имущества без отвлечения значительного объема денежных средств из оборота. Неотъемлемыми преимуществами также остается возможность экономии на налогах и специальные условия производителей, предоставляемые клиентам лизинговых компаний.
 
Ответ в разнообразии
Один из вариантов, который помогает сейчас многим компаниям держаться на плаву, – диверсификация бизнеса. Поэтому в более выгодном положении оказались компании, являющиеся дилерами разных брендов или хотя бы разной техники, предназначенной для работы не только в угольной отрасли.
«Ситуация на рынке сложная, предприятия работают в убыток, но мы с пониманием относимся к своим партнёрам, – говорит руководитель кемеровского филиала ООО «Либхерр-Русланд» Евгений Великих. – Делаем всё возможное в отношении расчётов по сервису и запасным частям, реализуем новое оборудование, идём на различные скидки и рассрочки. В этих условиях наши продажи упали, но не сильно, так как мы находим другие рынки. Кроме поставки оборудования для угольных предприятий, развиваем направления дорожно-строительной и лесной техники. В Кузбассе лесные хозяйства закупают немного, а вот Томская область хорошо берёт бульдозеры и лесные перегружатели. Конечно, объёмы продаж в этих секторах не такие большие, как в угольном, но они спасают ситуацию. Также продолжают закупать технику компании, которые работают на полном цикле производства. Например, СУЭК добывает уголь и продает конечную продукцию в виде электроэнергии. Благодаря этому они остаются на плаву».
Компания «Универсал-Спецтехника» (официальный дилер John Deere, Manitou, Ammann, Yale, Grove, ABI Mobiloram, Screen Machine, SDMO и прочих производителей спецтехники) является мультибрендовой, поэтому в сегодняшней ситуации, когда значительно упали продажи даже строительной техники, в первую очередь, пользуется спросом складское подъёмно-транспортное оборудование, дизель-генераторные установки, навесное оборудование. Например, коммунальщикам и дорожникам выгодно не покупать различные машины (экскаваторы, буровые установки и прочее), а иметь одну универсальную единицу техники, способную выполнять множество задач. Поэтому, кроме самих машин, УСТ поставляет еще более 30 наименований навесного оборудования (буры, снегоочистители, гидромолоты и т.д.).
Одно из направлений, которое «Универсал-Спецтехника» развивает сегодня – аренда техники. «В первую волну кризиса, с 2008 по 2012 год, в Кузбассе значительно вырос рынок компаний, которые сдавали собственную технику в аренду угольным предприятиям, – рассказывает директор Кемеровского филиала «Универсал-Спецтехники» Андрей Воликов. – С падением рынка, после 2012 года, вся эта техника находится в простое, соответственно, рынок аренды просел, стоимость часа аренды снизилась. Основной фактор сейчас – это стоимость услуги. Компании, которые предлагают качественные услуги, не готовы работать в ноль, поэтому на рынок аренды не заходят. Таким образом, ниша качественного предоставления этой услуги в регионе свободна. Почему мы смогли себе позволить войти в неё? «Универсал-Спецтехника» предлагает технику в аренду сроком от 6 месяцев с выкупом без фактического удорожания стоимости машины. Это больше похоже на рассрочку».
 
Грузовики на плаву
При всех сложностях, которые сегодня испытывают угольщики и строители, продажи тяжёлых шоссейных самосвалов, если и снизились, то не значительно. Дилерский центр «Кемерово–Скан Грузовые Машины» (Новокузнецк) в 2013 году реализовал более 100 грузовиков Scania, в том числе 75 самосвалов. За семь месяцев этого года реализовано уже 89 единиц техники. В июле этого года была поставлена партия из 10 новых самосвалов Scania P400 CB8x4HSZ ООО «Горняк» – многолетнему партнёру дилера Scania в Кузбассе. Являясь частью холдинга «Сибуглемет» «Горняк» занимается транспортировкой угля и других грузов по Кузбассу на самосвалах и тягачах Scania. В парке компании уже более 40 единиц техники Scania для решения данной транспортной задачи. Как поясняют в дилерском центре, июльское расширение парка связано с увеличением объёмов перевозок с приближающимся началом отопительного сезона.
Однако, снижение продаж есть и в этой части рынка, хотя пока и незначительное. «Падение, конечно, чувствуется, – говорит финансовый директор ООО «Кемерово–Скан Грузовые Машины» Тарас Бабиков. – В России за первое полугодие потери в сегменте грузовиков составили около 30%. У Scania их практически нет, в Кузбассе продажи у Scania сохраняются на уровне прежнего года. Стоит отметить, что наша техника отчасти продается именно благодаря кризису. В условиях низких цен на уголь у компаний на счету каждая копейка себестоимости. Именно владея такой техникой, как Scania, можно обеспечить экономию на транспортировке. Наши машины имеют высокий коэффициент выхода на линию, который даже в добывающем сегменте достигает 95%. Кроме того, эта техника имеет высокую производительность – грузоподъемность. Мы предлагаем своим клиентам индивидуальные программы по техническому обслуживанию, скидки, фиксированные цены на ремонт, дополнительное продление гарантии на два года и прочие выгодные условия. Сейчас большое внимание уделяется кузовному ремонту».
Более того, на этом рынке усиливается и конкуренция. За последний год на него пришли новые поставщики. В марте 2014 года Торгово-производственная компания (ТПК) «Сибпромтранс» получила статус официального дилера по продаже и сервисному обслуживанию Ford Cargo на территории Сибирского федерального округа (СФО). С прошлого года в борьбу за клиентов на рынке тяжёлых шоссейных самосвалов включилась кемеровская компания КМПК, которая предлагает японские грузовики Hino. 
«Грузовики Hino КМПК представляет на рынке с 2011 года, – рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «КМПК-ТРЕЙД» Александр Асташенко. – Но, до недавних пор это были среднетоннажные грузовики,бортовые с КМУ, изотермические фургоны. С 2013 года мы стали поставлять из Японии самосвалы, а в июне на выставке «Уголь и Майнинг-2014» впервые представили самосвал с двигателем класса Евро-4. Мы планируем развивать этот сегмент за счёт более выгодного ценового предложения. Если у наших европейских конкурентов на этом поприще стоимость самосвалов начинается от 6 млн рублей, то у нас – от 4 млн рублей. По итогам продаж прошлого года мы уже получили положительные отзывы и на 2014 год набираем значительное количество заявок от крупных перевозчиков, которые планируют закупить у нас по 5-10 машин каждый. На рынке крупнотоннажных грузовиков (от 16 тонн) в России Hino занимает сегодня малую долю. Но, не стоит забывать, что в отличие от европейских конкурентов, которые пришли в нашу страну ещё в 90-х годах, Hino появилось здесь совсем недавно. Сейчас японские грузовики потихоньку начнут забирать часть рынка себе. Конечно, стоимость перевозок снизилась. Но перевозчики уголь возят. В основном стараются выходить из ситуации с помощью грамотного выстраивания логистики. Потенциал у рынка есть, и мы с уверенностью смотрим в будущее».
 
Главное – сервис
Падение продаж заставляет дилеров больше внимания уделять сервисному обслуживанию своих клиентов. Поэтому инвестиции, направленные на строительство в Кузбассе новых сервисных центров, не сокращаются. Наоборот, на это направление делаются ставки, хотя и здесь не обходится без нюансов. Одна из особенностей сегодняшней кризисной ситуации для продавцов спецтехники, по мнению Андрея Воликова, заключается в отсутствии роста рынка запасных частей.
«Обычно, в период спада продаж техники просматривается рост на рынке запасных частей, – говорит он. – Но, сегодня такой картины не наблюдается. Предприятия сократили инвестиции не только на закупку техники, но и запчастей к ней. Дело в том, что в Кузбассе упали объёмы добычи, как следствие, большое количество экскаваторов и бульдозеров, самосвалов простаивает, а значит, меньше изнашивается. Между тем, в Кузбассе сейчас главное направление – это сервис. Причём ориентироваться необходимо как на долгосрочные заявки, так и на аварийные, которые возникают сиюминутно. Поэтому все запасные части, оборудование и сама техника должны быть у поставщика в наличии всегда. В подходе к клиенту необходимо быть более лояльным, предлагать всевозможные программы по скидкам, сервису. Это залог выживания».
Сложная ситуация на рынке не послужила поводом для прекращения строительства ремонтно-складского комплекса Liebherr в Белово. «Несмотря на все кризисы и политические перипетии, Liebherr остаётся верен своему слову, и все инвестиции будут освоены в полном объёме, – утверждает Евгений Великих. – Строительство идёт по плану, ориентировочно в четвёртом квартале следующего года мы будем иметь полноценный сервисный центр». О планах на строительство ремонтно-складского комплекса в Белово Liebherr объявил на прошлогодней выставке «Уголь России и Майнинг». Работы были начаты осенью 2013 года. Планируется, что ремонтно-складские помещения будущего сервисного центра будут занимать 4 тысячи квадратных метров, офис – 1,5 тысячи квадратных метров. Плюс открытая площадка и коммуникации.
Сейчас в Кузбассе на Краснобродском разрезе действует основной склад подразделения горнодобывающей техники Liebherr в России, который обеспечивает запасными частями машины Liebherr в Кемеровской области и в Сибири, а также осуществляет поставки по всей стране. Кроме того, в Прокопьевске расположен цех по ремонту основных узлов и агрегатов, изготовлению рукавов высокого давления. С завершением строительства, ремонтно-складской комплекс в Белово будет оборудован учебными аудиториями и станет основным центром по обучению технического персонала клиентов и специалистов ООО «Либхерр-Русланд», специализирующихся на горнодобывающем и землеройном оборудовании.
Задумываются о расширении сервисной сети и дилеры грузовиков. В компании «Кемерово-Скан Грузовые Машины» в планах на ближайшие два года строительство сервисной станции в Кемерове на 15 автомобильных постов, которая должна заменить сервисную мастерскую на 5 постов. Уже определились с земельным участком на улице Терешковой. Планируется, что общая площадь участка составит около 1 га, площадь самой станции – порядка 1,2 тыс. кв. метров. В данный момент строительство на стадии проектирования. Инвестиции составят порядка 200 млн рублей.
Участники рынка с осторожным оптимизмом смотрят в будущее, но внешнеполитическая и макроэкономическая обстановка сегодня таковы, что прогнозы никто строить не рискует. «В этом году прогнозы строить не стоит, – говорит Андрей Воликов. – Нужно кропотливо работать, быть в контакте с каждым клиентом, знать его потребности, держать нос по ветру, не упускать ни один из возможных проектов. В это время выживает сильнейший».

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко